Для чего нужны «пятерки»

Психология отличника

Для многих родителей заветной мечтой является настойчивое желание сделать из своего ребенка круглого отличника, причем как в учебе, так и в школе жизни.

Однако школьные «пятерки» вовсе не гарантируют в современной России перспективной работы, быстрого продвижения по карьерной лестнице, добротного заработка, крепкого здоровья, счастья в личной жизни.

Скорее даже наоборот, зачастую многие отличники подвержены так называемому психологами «комплексу отличника», который существенно затрудняет достижение успешности.

И если разобраться, то и сами отличники бывают очень разными. В основном, на характер и их поведение влияют два фактора: легкость получения знаний, умений, навыков и желания добиться лучшего результата. Поговорим о психологии негативной стороны отличной учебы, дабы помочь ребенку сохранить здоровье, приобрести настоящих  друзей и жить полнокровной жизнью.

Какие бывают отличники?

«Нужно бороться за место под солнцем»

Одна из самых многочисленных групп среди отличников характеризуется острым стремлением быть во всем первыми. Для них все сферы жизни становятся площадками непрерывного соревнования. Если по каким-то причинам им не удается занять лидирующую позицию, то мир для них как бы рушится – они не могут спать, кушать из-за переживаний, чем иногда вгоняют себя в депрессию, наносят весомый вред собственному здоровью.

Борьба становится для отличников жизненным стилем, источником энергии, в их окружении мало друзей, подруг, больше недоброжелателей. После окончания школы такие отличники чаще всего занимаются карьерным ростом, стараясь стать профессионалами в своей области, причем любыми способами.

Личная жизнь складывается непросто – высокие требования отличники предъявляют не только себе, но и к другим. Брак рассматривается ими как поле соревнований. Если вы видите в ребенке стремление быть первым по принципу: цель оправдывает средства, то задумайтесь — стоит ли поддерживать и одобрять подобную мотивацию?

«Терпение и труд – все перетрут»

Следующая группа отличников – это те, кто путем терпения, не мытьем, так катаньем становятся первыми в учебе. В глубине души они часто завидуют более талантливым ярким одноклассникам, предпочитая общаться в тесном кругу своей компании. Судьба отличника – зубрилы зависит от его тщеславия. При заниженной самооценке из них могут получиться лишь ответственные и трудолюбивые исполнители.

Родителям неплохо было бы объяснить детям, подверженным данной мотивацией, что зубрение должно переходить в понимание — иначе время потеряно зря. Также расставить акценты на значимость общения со сверстниками и выработку авторитета с помощью хорошо усвоенных знаний.

«Страшно интересно просто жить»

Следующая категория отличников, к которой, между прочим, я могу отнести себя, обладает устойчивым стремлением интересно жить. Такие отличники имеют множество интересов и очень общительны. Любой предмет им дается легко и можно спокойно позволить себе делать домашние задания на коленках в метро. Главная сложность – найти себя и дело, которое может захватить целиком и через время не наскучит.

В личной жизни тоже основной трудностью является мучительный выбор избранника (избранницу) из постоянной толпы поклонников.

Строки из стихотворения Юрия Левитанского:

«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя…Выбираем тоже — как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя»

по праву можно назвать путеводной звездой для данного типа отличников. Мне помогли в выборе своей профессиональной ниши психологическое тестирование и практика.

«Оценки – ничто, имидж – все!»

Мотивация, озвученная в припеве ныне популярного шлягера Мити Фомина «все будет хорошо» присуща той группе отличников, для которой отличные оценки – часть имиджа.

Наряду с чистой аккуратной одеждой, модной прической, идеальным порядком дома, с благовоспитанным окружением. Внешнее благополучие, созданное по шаблону общественного мнения, становится реальностью таких отличников. Престижная работа, надежная семья, красивый дом – все в их жизни разложено по полочкам, основные душевные силы расходуются на поддержание данного равновесия и собственной «вывески».

Спросите у таких примерных отличников: для чего им нужно всегда быть хорошими? Не погибает ли их собственная личность под гнетом общественных стереотипов? Не лучше ли быть собой, подчеркивать индивидуальность, нежели затеряться в толпе безликих идеалов? Возможно, они одумаются.

«И под лежачий камень вода протечет»

Пусть этой категории не хватает способностей, но при желании быть отличниками они становятся любимчиками учителей, пытаясь дотошно выполнять их любые требования, поручения, радуют своим примерным поведением и внимательным слушанием. Именно про них педагоги говорят: «они мне в рот заглядывают». В классе обычно их не любят, называют «подлизами». В дальнейшем подобного рода отличники считают залогом своей безопасности и достижения высоких результатов хорошие отношения с начальством. По выработанной за время учебы стратегии «я тебе – ты мне» они пытаются выстроить взаимоотношения со своим окружением.

Если ваш ребенок избрал такую стратегию для достижения успеха, то стоит объяснить ему что психология межличностных отношений гораздо разнообразнее, и жертвовать своими интересами ради другого человека не всегда означает в будущем получить равноценный обмен. Приносить классный журнал, мыть школьную  доску – вовсе не гарантия того, что учитель закроет глаза на ошибки и поставит отличную оценку. Надежнее, когда за спиной стоят качественные знания, отработанные умения, добротный результат, нежели желание угодить учителю, либо начальнику.

Я считаю, что можно быть не круглым отличником, но при этом с блеском учиться по определенным предметам. Такие отличники с самого начала знают, чего они хотят добиться в жизни. Ставят цели и настойчиво идут к ним. Они не хватают «верхушки» знаний, не становятся «великими дилетантами», а зарабатывают авторитет в глазах окружающих, занимая нишу интеллектуального лидера. Из них часто вырастают качественные управленцы, компетентные специалисты, научные сотрудники. Отличники – интеллектуалы могут довольно быстро создать прочную семью, так как открыты, коммуникабельны и принимают человека таким, каков он есть, не пытаясь подогнать, переделать его под какой-либо стандарт.

Бесспорно, было бы нелепо причислять  каждого отличника к строго определенному типу, но необходимо осознавать, что стратегии успеха, выбранные нами в школе, непременно повлияют на нашу дальнейшую судьбу, на наше состояние здоровья, а, значит, и долголетие, качество жизни.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

4 комментариев

  1. Ольга, замечательная статья! :) И очень системная — вы сами сделали совершенно правильный вывод: счастье ученика — не в гонке за оценками, не в пустом стремлении быть лучшим (ну разве что если это не кожник), не в желании угодить родителям. А в том, чтобы получать те знания, которые ему интересны. Птичкам — о птичках, рыбкам- о рыбках. У каждого ребенка свои темпы, для каждого даже нужно подбирать свои методы обучения (это уже больше забота родителей — методы проработки домашнего задания), свои методы поощрений и похвалы… В общем, тут можно писать и писать :)))

    • Мне жаль, что нынешние реформаторы вместо того, чтобы писать красивые фразы на подобие — индивидуальный подход к ученику, уменьшили количество учеников в классе с тридцати до пятнадцати. Тогда учет индивидуальных особенностей будет не фикцией, не исключением из правила.

  2. Можно ли быть отличником в школе по одному из предмету и троечнику по другим предметам.Так например я без труда в школе я успевал по химии, истории, английскому языку, но весьма скромны были мои успехи по математике, физике и литературе и русскому языку. В Вуз поступил с 3-й попытке. Пришлось отслужить в Армии. Учился неровно, но тем не менее окончил ВУЗ и получил хорошее распределение.
    Со мной учившиеся однокашники, имевшие красные дипломы многие изних были весьм ограниченными (учившие только то что задают) и совсем путались если спросить что-либо в сторону от материала изучения. Половина из них были гиперактивными людьми и с лёгкостью усваивали и запоминали пройденный материал, с той же лёгкостью забывали про экзамен который сдавали 2 дня тому назад. (отвечали: мне это уже не нужно. Я сдал этот экзамен). И как ни странно, многие из них были лишены любознательности. Так что же такое есть троечник и отличник???
    Описание вакансии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>