топ- топ ням — ням

В школе жизни очень часто перед мамой стоит сложная задача: накормить своего  малыша, который отказывается от еды, не поддается изысканным уговорам, запретам и угрозам.

Меж тем родители не видят самого важного: проблема скрывается в них самих и их отношении к еде. Зачастую они не понимают: зачем насильно вталкивают в дите такое огромное количество еды. Забывают о том, что вкусовые предпочтения их и малыша могут существенно различаться.

Вместо того, чтобы искать причины проблемы — борятся с печальными последствиями. Родительские находки, как запихнуть в ребенка нужную по представлениям взрослых еду, приносят результаты, но полностью уродуют детскую хрупкую психику, коверкают его будущее.

Конечно, можно посмеяться и вручить кубок признания тем, кто напишет смешной стишок, придумает интересную забаву, чтобы капризный  малыш хорошо кушал то, что ему дают и сколько ему дают, а можно попытаться понять, что получение пищи — очень важный момент для развития психики человека.  Здесь важно знать врожденные особенности, склонности малыша и следовать им, а не заставлять, домысливать самим.

К примеру, если ребенок с рождения сам не будет чувствовать чувство меры, ему его собьют супер- заботливые воспитатели, то в своей взрослой жизни ему тоже будет сложно «насытиться», остановиться в своих желаниях.

Я очень рада, что объявлен конкурс и есть возможность привлечь внимание к этой, казалось бы, рядовой и всем понятной проблеме: как накормить ребенка.

Эта статья участвует в конкурсе «Мамины секреты. Как накормить малыша». Время проведения конкурса: с 17 февраля по 1 апреля 2012 года включительно.

I место700 рублей

II место500 рублей

III место300 рублей

Организаторы конкурса:

Мила Милая- Блог «Цветы жизни»

Яна Лан — «Психология для себя»

Татьяна — «Мир глазами мамы»

Александра Нига - Блог «Красивая мама»

Юлия Соколова и Александр Борисов - Блог Александра Борисова

Топ- топ ням- ням!

- Мой Сашка есть совсем не хочет. Я уж как не извращалась: словно лисица сладкими уговорами пробовала заставить кушать, «по-бабушкиным рецептам» — «за маму, за папу», потом настойчивость проявляла, начитавшись статей по психологии,  как говорится, и кнутом и сладостью.  Ничего не помогает, — сокрушалась моя подруга Света.

До этого момента я как-то не задумывалась, что накормить ребенка — может быть  целой проблемой. С моим сыном такого вопроса не возникало, да и сама я в детстве  любила вкусно покушать. Образа бегающих за мною или братом родителей с ложкой в руках в воспоминаниях не сохранилось.

Почему же так получается, что в одних семьях накормить малыша — больная тема, а в других нет и намека на сложность?

Васька кушает – растет

Есть, пить, спать, поддерживать температуру тела — животные инстинкты, которые позволяют нам выжить. Сохранить себя как вид.

Если один из них нарушается, то это неизменно ведет к гибели. Отсюда материнской инстинкт накормить свое дитя, во чтобы то ни стало.

Хороший аппетит — признак здоровья. Больное потомство у животных, которое отказывается от еды, мать оставляет погибать. Естественный отбор, так сказать.

Помню в деревне у бабушки, овца по имени Катька принесла трех ягнят. Всех облизала, обнюхала. Двое сразу встали на ноги и ринулись активно добывать молоко, а один так и остался лежать  в сторонке. Катька к нему не подходила, сосредоточившись на здоровом потомстве. Бабушке стало жалко брошенного, еле живого ягненка. Она  его забрала в более теплое помещение, стала его кормить коровьим молоком сначала с ложечки, потом с бутылочки с соской. Ягненок Васька первое время сопротивлялся, его кормили насильно. Через неделю он уже мог вставать и кушал с охотой. Выходили.

Итак, еда — основа для жизни. Пусть говорят, что не хлебом единым жив человек, но без него он обречен на смерть.

Самый важный момент

Первый в жизни ребенка завтрак (обед или ужин, в зависимости от времени рождения) материнским молоком имеет огромное значение.

Лучше всего, когда малыша сразу после родов прикладывают к груди. Врожденный инстинкт к жизни подталкивает ребенка к поиску пищи.

Мой сын через десять минут после рождения, умывания, взвешивания, врачебного осмотра, не открывая глаз, нашел мою  грудь и  жадно зачмокал. Со здоровым аппетитом.

С тех пор, слава Богу, он его не потерял. Мне это стоило достаточно усилий и нервов.

О здравомыслии

Молодую мамочку, то есть меня сразу кинулись обучать «правильному уходу» за малышом врачи, родственники, подруги и просто малознакомые люди (так, рецептами воспитания порадовала уборщица в роддоме). Советы знающих, многоопытных и квалифицированных  пестрили разнородной информацией, часто противоречили друг другу и здравому смыслу.

- Нет хуже родителей, чем учителя и психологи! — возмущалась акушерка. Я отказалась будить сладко сопящего сынулю для кормешки. Кормить по расписанию кем-то придуманному. На основании чего? Удобства в одно время разносить большому количеству детей смесь? Чем больше вопросов я задавала, тем меньше получала содержательных ответов.  «Делайте так, как Вам говорят профессионалы» — все, исчерпывающее объяснение.

У ребенка свой внутренний график. Он живет по своим потребностям: голоден — просит кушать и без проблем ест.  Я стала кормить по требованию сыночка, доверяя его инстинктам.

Те, кто кормил по «принятым» нормам сбили природный инстинкт малыша. Теперь и у него, и у «заботливых» родителей появились  большие сложности с питанием. Либо в виде переедания, либо недоедания. Две крайности, вредные для здоровья.

Как накормить малыша

Так сложились обстоятельства. Сейчас-то что делать? Вот он — голодный ребенок, который отказывается кушать.

Скорректировать ситуацию можно, но трудно и потребует от родителей осознанного понимания каждого своего шага. Без уступок и скатывания назад.

Не кормить,  пока не попросит

Банальность, но без нее никуда. Причем нужно реально дождаться, пока проснется у ребенка  голод. Подкармливать его печенюшками  и ждать, когда же малыш запросит котлету — ситуация безнадежная.

Понятно, что любящим мамам так хочется накормить, приложив героические усилия, быть довольной от осознания — ура, получилось,  нежели проявить терпение и твердость.

Некоторые родители так заигрываются  в догонялки за ребенком под названием » накорми меня, мама!», что не хотят отказываться от веселого развлечения. Конечно, не в открытой форме, а завуалировано — «мой малыш особенный и кушать он может только так, с моей помощью». Смысл от этого не меняется: те, кто хотят решить проблему с питанием, ее решают, а не придумывают оправдания своим действиям. Объяснить можно все, что угодно, в том ракурсе, в котором вам нужно.

Кушать вместе

Очень хорошо снимает вопрос с уговорами ребенка  семейная трапеза. Все вместе, с удовольствием кушают. Ребенок смотрит и берет пример. За компанию кушать приятнее.

Если за столом собираются несколько детей, то даже главный «нехочуха» берет самую большую ложку. Человек — создание социальное, ему важно чувствовать себя среди своих, быть в обществе.

Здорово, если при этом приготовлены вкусные блюда, используется разнообразное меню.

Готовим вместе

Малышу обычно очень нравится помогать взрослым, в частности готовить.

- А-а, горячая плита, режущие предметы! Как так можно? Допускать ребенка на кухню?

Никто не отменял элементарные правила безопасности, как и поддержку родителей стремления маленького человечка познать мир. Мало что так травмирует психику малыша, как необоснованные, многочисленные  запреты.

Любимыми игрушками моего сына были кастрюли, ложки, поварешки. Вместо пластилина он лепил забавные фигурки из теста, а уж как он их уплетал за обе щеки, после выпечки.

Кашу варю, сын  рядом. Спрашиваю, советуюсь, какую он хочет. Старательно выбирает и ест без претензий, что не то, мол, мать сварила. С двух лет осознанный выбор делал.

В детском саду ел со всеми — чувство локтя срабатывало. Мне удивительно было, что воспитатели отвечали  на вопрос: «как сын провел день?» перечислением того, что Юрчик скушал. Как и няня, все восхищалась, что он не капризничает, хорошо все съедает.

Настолько, видимо, для других  семей актуальна проблема взаимоотношений ребенок- еда.

Не сотворите из еды кумира

Еда нужна нам, чтобы жить, но не жить, чтобы есть. Первый вопрос родителей малышу: » что ты ел?» превращает еду в культ. Для меня главное, что сын делал, что чувствовал, с чем хочет со мною поделиться. А для вас?

Таким образом, чтобы решить вопрос: как накормить малыша нужно понять причины, почему он не хочет есть. Болезнь или последствия неправильного воспитания? Болезнь лечится, неправильный подход изменяется.  При желании. Маленькие уловки: украшать блюда, готовить вместе еду, кушать за компанию помогают в мелочах. Главное же — разглядеть корни проблемы.

И тогда ваш малыш задорно будет звать вас (примерно как мой ангелочек):  «Мама, топ- топ ням- ням!».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

9 комментариев

  1. Системно- векторная психология — хороший инструмент, позволяющий увидеть врожденные особенности малыша ( вектора) и кормить его согласно им. Так, детки с анальным вектором любят кефирчики, чернослив, кожным нравятся чаи с различными травками, рыбка, мышечные предпочитают грубую простую пищу. Детям с оральным вектором — нужно разноообразие меню, они получают удовольствие от смены вкусов, анальным же лучше меню стабильное и т. Д.

  2. Как я согласна с вами. Наблюдала картину, когда молодая мама бегала за ребенком по комнате с чашкой пельменей, а он то на машинке ездил, то пирамидку разбрасывал, то пультом щелкал. При этом «запихнула» в него всего пару ложечек. Лучшее воспитание — собственный пример и собственное отношение. Спасибо за статью!

  3. Спасибо за статью, очень важная тема. Удовлетворение голода, это всего лишь одно из условий поддерживающих жизнь физического тела. Системно-векторная психология определяет кроме желаний есть, пить, дышать и спать, добавочные(психические) желания, которые и отличают нас от животных. Развитие именно этих свойств-желаний, и является главной задачей родителей. Это лучшее, что они могут сделать для своего ребенка. Выходя естественным образом из родительской опеки, он способен реализовать себя во взрослой жизни.

  4. У меня было кесарево, так что с грудным молозивом мой сыночек познакомился через 3 с половиной часа после рождения. Сначала его кормили смесью и пока не появилось молоко я его тоже докармливала смесью. Но, с тех пор как оно появилось мы ели исключительно молоко. Такая же самая ситуация с противоречащими советами. Меня спасло мое сильное желания кормить ребенка грудью. Плюс я много читала информации на эту тему. И я тоже кормила по требованию.Полностью согласна про семейную трапезу. Мой сын тоже очень любит играть с кухонными предметами. Спасибо за интересную статью.

  5. Хорошая статья, Ольга! Практически во всем с Вами согласна. Грудное вскармливание — основа здорового отношения к еде в дальнейшем. :-)
    Стишки глобально эту проблему не решают, а быть мамиными помощниками во всем, в том числе и в кормлении, могут. Но они попутно решают еще одну очень важную задачу… Приглашаю почитать!

    • Про стишки во время еды у меня однозначное отношение — нет. Объясню почему. Помните пословицу: когда я ем, то глух и нем? Неспроста ее предки наши придумали: процесс поглощения пищи и ее прожевывания — залог здоровья. Кроме того, много несчастных случаев с летальным исходом в детских садах связано с асфиксией: дети говорят во время еды, давятся ( кусочек попадает в другое горло)
      И могут не спасти.
      Согласна, стишки до еды, после еды, во время приготовления пищи, но не в процессе, ради, прежде всего, Жизни, безопасности малыша!

  6. Ольга, статья — супер!
    Просто «кормление ребёнка и здравый смысл его родственников»!!! ;)
    К сожалению, многие вопросы, которые для вас являются очевидными, другими не ценятся. «Что ты кушал?» — обычный вопрос мамаши, забирающей ребёнка из сада. А когда малыш попытается рассказать ей о своих важных делах, то у неё нет времени, она занята, устала и вообще отстань! Печально. Вот так дети и растут с пониманием, что вопрос заталкивания пищи — это главное, а чувства, эмоции, мысли — это так, ерунда…

  7. Все никак не могла понять смысл фразы «насильственным кормлением мы подменяем божественное управление». Недавно поняла. Творец управляет нами через голод. Голод заставлял человека вставать и коллективно охотиться. Голод заставляет сейчас идти работать, приносить своим трудом пользу обществу, получая в награду деньги. Это базовый механизм: наслаждение от пищи, желая получить которое мы готовы напрягаться. Если это наслаждение обратить насильственным кормлением в ему обратное — отвращение от принимаемой пищи — мы получим изуродованный жизненный сценарий ребенка. Вот так.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>