Адаптация к школе

адаптация к школеАдаптация к школе волнует многих родителей обычно после завершения дошкольного образования и перед первой встречей со школой. Дальше переход из начальной в среднюю, из средней в старшую, а потом и в высшую школу уже тревожит меньше — деточка выросла, может сама адекватно приспосабливаться к меняющимся условиям.

Когда же ребенок еще маленький, многие родители хотят помочь ему справиться с любыми жизненными трудностями, в том числе подстелить соломку и перед первым классом. Благо в интернете, на книжных полках масса информации, посвященной теме адаптация к школе.

Прошу совета

В большинстве случаев, обращаясь к статьям, монографиям мы хотим найти четкие ценные указания, что нужно сделать, дабы адаптация к школе прошла у нашего ребенка наименее безболезненно и легко. При этом, несмотря на обилие информации по данной актуальной тематике, мы находим только общие инструкции, рекомендации для всех детей в целом, хотя каждый из них уникален.

адаптация к школеДейственно и адресно оказать поддержку можно лишь при понимании родителями, педагогами: какой именно перед нами ребенок, каким способом умеет от природы адаптироваться к новой ситуации. Иначе выходит гадание на кофейной гуще, испытание родительской интуиции — авось угадаем с методами, авось сработает что-то из общей копилки накопленного чужого опыта.  А если нет?

Ребенок может устраивать вам регулярные истерики на тему «не пойду в школу»
У него может пропасть желание учиться
Он может стать изгоем в классе
В его психическом здоровье будет пробита брешь…

Что делать?

Отнестись осознанно к процессу адаптации к школе. Первый шаг — понимание того, какими векторами наградила вашего ребенка природа. Второй — создание наилучших условий для полноценного развития его врожденных внутренних свойств.

К примеру, если ребенок обладает анальным вектором, то малыш трудно принимает решения, ему сложно сделать выбор, его психика ригидна и неповоротлива. Все новое вызывает стресс. Для анальника самый лучший экспромт — это подготовленный, это он крепок задним умом.

Адаптация к школе для послушного, прилежного, терпеливого, ответственного анального первоклассника пройдет с меньшим стрессом и с меньшим внутренним напряжением, если родители его постепенно подготовят к предстоящим переменам. То, что он уже знает, он этого не боится, не впадает в ступор от неожиданности. Кроме того, для него важна позиция мамы — насколько она его поддерживает, сколько уделяет ему время, хвалит ли за сделанные дела.

адаптация к школеАдаптация к школе кожного ребенка проходит гораздо легче, чем у анального. Кожный вектор обладает психической гибкостью и его преимуществом является почти мгновенная приспособляемость к меняющемуся ландшафту. Кожному ребенку легко дается быстро освоить под себя все новое.

В стрессовом состоянии кожники могут суетиться, мельтишить, делать бесполезные дела. Сложности у кожных детей возникают не в плане привыкания к учителю, к новым одноклассникам или урокам, а в вопросах его дисциплинированности, организованности и подкрепления его учебного интереса.

Кожные ученики любят побеждать в соперничестве, хотят быть лучшими в классе, в этом смысле отсутствие отметок в первом классе не работает на дальнейшую их мотивацию к учебе, а как только пропадает мотив, учеба им становится неинтересной, скучной, и они переключаются на более привлекательное занятие — поиграть в игры на телефоне, подергать одноклассниц за косички, порисовать на парте.

Родителям предстоит создать кожному ребенку четкую систему запретов и ограничений, придерживаться распорядка дня, создать стимулы для подкрепления успехов в обучении. Кожный ребенок ценит не похвалу, а то спасибо, которое можно в карман положить, почувствовать реальную выгоду.

При этом если кожных мальчиков можно стимулировать материально напрямую – за каждую «пятерку» по десять рублей, то кожных девочек нельзя, так как они впоследствии будут расценивать свое тело как актив, что в лучшем случаю ведет к построению отношений с окружающими по принципу: вы мне дадите – я вам дам. В любом случае, это негативные жизненные сценарии, изломанные судьбы. Для кожных девочек материальное поощрение применяется не напрямую: не получила замечаний по поведению – дополнительное время на просмотр мультфильмов, окончила четверть без троек – поездка на море и т.д.

адаптация к школеТаким образом, как будет проходить адаптация ребенка, зависит от его набора векторов и от умелых действий родителей и учителя начальных классов.

Подготовка ребенка к школе начинается не за неделю до первого сентября, и даже не за месяц. Она начинается с момента взросления ребенка, его вхождения в детский коллектив. Только там он сможет получить необходимые социальные навыки, занять свою нишу в коллективе сверстников.

Мы растим ребенка не для себя, чтобы потешить свое самолюбие: «мой сын уже в три года до ста считает и обратно, читать умеет, зачем нам детский сад?».

Подобные мысли родителей оборачиваются личной трагедией для ребенка. Дело в том, что он вполне может научиться считать и читать и попозже, а вот пройти ранжирование в детском коллективе в сензитивный период, наиболее подходящий для его возраста, наиболее естественным образом вряд ли получится.

Когда домашний ребенок приходит в школу, его сверстники, посещавшие дошкольные учреждения, уже приобрели определенные социальные навыки, умеют налаживать коммуникационные линии в детском коллективе, в их психике заложен фундамент понимания своей роли, своей функции в коллективе, что позволяет им гораздо легче пройти адаптацию в школе.

Домашнему ребенку, зачастую кроме детского сада еще лишенному общения во дворе, с гиперопекой родителей приходится несладко. Сколько бы они потом не сменили школ и педагогов, внутренние проблемы ребенка решены не будут до тех пор, пока он не проранжируется, каким-то образом не впишется в коллектив. Трудно наверстывать упущенное.

Итак, адаптация к школе — разносторонний процесс, ее успешность проявляется не столько в учебных отметках, в построении взаимоотношений с учителем, со сверстниками, но и в правильном развитии врожденных свойств ребенка. Важно, чтобы жизненные перемены наполняли положительные стороны векторов, чтобы ребенок после прохождения испытаний, приспособления к новому этапу в жизни, становился на ступеньку ближе к тому, чтобы стать человеком в самом масштабном смысле этого слова.

Статья написана с использованием материалов из тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

8 комментариев

  1. Для каждого психического свои ключики хорошего воспитания. Знать их сейчас долг каждого родителя, отличная статья!!! Азы воспитания раскрыты.

    • Даже не могу представить, как моя девочка пошла бы в школу без сада. Именно благодаря тренингу я приняла решение отдать её в детский сад в 5 лет. Ну хоть так. Рекомендую всем мамочкам — в три, самый тот возраст!

      • Я тоже была противница детского сада, и мои дети , кроме старшей не посещали его. Теперь порадовалась, когда внук пошел в садик. Понимаю, насколько это важно ребенку.

        • Если раньше можно было обойтись без сада, то теперь никак. Выросли потребности детей и коллектив необходим для гармоничного развития.

          • Трудности адаптации в коллективе моего младшего сына, мне были показателем,но на его детство пришло время, когда детские сады были закрыты. Мы активисты ходили доказывали, что такое детское учреждение нужно. Мои дети не попали, но зато столько детей сейчас имеют возможность научиться жить в обществе.

          • Задано, но не обеспечено ((( Многие мамочки высказываются против садов.

  2. У меня точно есть с чем сравнить! Старший болел лет до 4-х безвылазно. ( Кстати, начинаю понимать причины его болезней. Но это еще нужно системно проанализировать более глубоко). Свекровь к тому моменту вышла на пенсию и решила, что будет заниматься внуком. Я интуитивно чувствовала, что нужен детсад обязательно. Свекры и муж обвиняли меня в нелюбви к ребенку, что мне его не жалко и т.д. Все же я оформила в сад в тихоря. Первый раз повела в сад просто посмотреть. Сын проболтался, свекровь накрутила мужа, и тот буквально с порога детсада забрал сына домой. Зато бабушка имела занятие. ((( До сих пор себе этого малодушия простить не могу. Хорошо, что хоть во дворе было много детей, с которыми сын гулял самостоятельно. Хоть такая урезанная возможность адаптации в социуме была. С младшим я уже никому не позволила манипулировать.

  3. Как жаль, что я не знала системно -векторную психологию, когда мой ребёнок шёл в 1 класс! Отношение к школе могло с моей помощью сложиться более позитивное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>