Cистемно векторная психология о принципах педагогики

энергия

Системно векторная психология
о проблемах российского образования

Всем наверняка известно, что сегодня наше образование переживает нелегкие времена. Плоды одной реформы не успевают взойти, как начинают проводить новые преобразования. Шаг вперед, два шага назад. Многие педагоги с ностальгией вспоминают старые добрые советские времена, когда была уверенность в завтрашнем дне, стабильность, а советское образование славилось своим качеством, высоким авторитетом учителя в обществе.

Прошлое не вернуть. Нельзя повернуть время вспять. То, что работало раньше – неприменимо сейчас. Теперь общество другое, дети другие, родители другие, формы аттестации учителя изменились, подходы к образованию тоже. Вот только в лучшую ли сторону?

Дети радостно бегут из школы и грустно идут на урок, хотя хотелось бы наоборот. Пятибалльная система оценки знаний школьника стала трёхбалльной, при этом оставлять на второй год ученика категорически не рекомендуется – это портит картину общей успеваемости, качества образования школы да и имидж учителя: не нашел к ребенку подход. Количество учеников во многом определяет заработок учителя, его премия зависит от хороших отношений с администрацией.

Функций у учителя с советского времени прибавилось, ему зачастую приходится жить, словно белка в колесе. ЕГЭ, ГИА, ФГОСы…

учитель и дети

Системно векторная психология о новом методе воспитания

В другой стороны, в обществе все сильнее ругают учителей, работающих «по старинке», применяющих советские устаревшие методики. Однако если сравнить содержание современных учебников по педагогике и пособий с изданиями советского времени, то можно с уверенностью констатировать тот факт, что смысл основополагающих педагогических принципов остался прежним, в лучшем случае изменились формулировки.

Проблема состоит в том, актуальны ли данные принципы и действительно ли значимы для современного образования. Предлагаю рассмотреть основные принципы педагогики через призму новейшего знания о человеческой психике. Системно векторная психология позволяет понять, какие принципы актуальны, а каким уже пора «на списание», какие системные наработки могут помочь наиболее эффективно реализовать педагогические принципы.

1. Принцип гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания

 

Системно векторная психология показывает, что ценность воспитания состоит в развитии врожденных качеств ребенка до максимального уровня. Сам по себе ребенок не является абсолютной константой, из него можно воспитать как гения, так и злодея.

Системно векторная психология о природе ребенка

Дело в том, что системно векторная психология утверждает, что каждый ребенок рождается с определенными врожденными свойствами, которые не передаются ему от родителей, а заложены самой природой. Врожденные психические свойства системно векторная психология называет векторами. Всего насчитывается восемь векторов. Их названия определяются наиболее чувствительной, эрогенной зоной человека. Названия векторов- кожный, анальный, уретральный, обонятельный, зрительный, звуковой, мышечный, оральный.

Надо отметить, что вектора ребенку даются в своих базовых свойствах, (примерно на уровне развития свойств первобытного человека) и до пубертатного периода ему предстоит их развить, чтобы стать полноценным членом современного общества. Воспитание, социальное окружение ребенка имеют большое значение для правильного развития природных задатков.

При этом системно векторная психология подчеркивает – правильное воспитание и обучение ребенка невозможно без точного знания того, а какой собственно ребенок перед вами, какими он обладает психическими особенностями, определяющими его поведение, желания, мысли.

В том числе педагогический принцип гуманизации будет применяться на практике более успешно, если дифференцировано подходить к детям, опираясь на знания, которые дает системно векторная психология. К примеру, станет ясно: какие отношения надо устанавливать с каждым ребенком – равноправные или возвышать его или давить на него авторитетом взрослого. Это зависит от природных свойств конкретного ребенка.

Так, с кожными детьми лучше всего договариваться, искать компромиссы, апеллировать к логическим доводам, уретральный же ребенок требует к себе отношения «снизу – вверх», анальный воспитывается на авторитетах, личных положительных примерах. При любом раскладе не приемлемо применение физических наказаний, унижение ребенка. Он должен чувствовать себя в безопасности.

Системно векторная психология указывает на то, что чувство защищенности позволяет ребенку полноценно развиваться, доверять взрослым, с интересом познавать мир. Если ребенок живет в страхе, если родители и педагоги не понимают его, не принимают его таким, каков он родился, то вместо развития природных наклонностей они загоняют его в стрессовое, напряженное состояние, при котором главной задачей ребенка становится вовсе не развитие, а элементарно выживание.

2. Принцип демократизации

Ориентирование на общественно-полезную деятельность очень значимо для воспитания каждого ребенка, потому что, как показывает системно векторная психология, ребенку необходимо пройти через тернистый путь социализации, чтобы стать человеком. Ему важно чувствовать, что он часть нечто целого, у него есть свое место в обществе и он может приносить пользу другим людям.

Системно векторная психология об эффективном обучении и воспитании

Только научаясь отдавать, ребенок будет уметь и брать все то, что ему дают. Системно векторная психология особенно подчеркивает: нельзя быть счастливым в одиночку — самую большую радость нам доставляют другие люди.

Так, дети со зрительным вектором, оказывая помощь нуждающимся, развивают свои задатки к сопереживанию, состраданию, у них проходит состояние страха (темноты, животных и пр.), они научаются любить. Уретральные дети, занимаясь социально-значимой деятельностью, развивают свои лучшие качества — ответственность за других, милосердие, осознают свой вклад в развитие общества, в его улучшение.

Дети со звуковым вектором по своей природе — интроверты, погружённые в собственный внутренний мир. На первый взгляд кажется, что они вовсе не нуждаются в том, чтобы заботиться о других. Тем не менее, системно векторная психология говорит нам о том, что они не меньше других детей ощущают потребность общения, взаимодействия с другими людьми. Звуковики нуждаются в выходе наружу из своей ракушки — только так их гениальные мысли получат выход, реальное полезное применение, и они смогут почувствовать счастье от того, как они будут воплощены, направлены на созидание, а не разрушение.

Дети с мышечным вектором испытывают удовольствие от самого процесса труда, дети с анальным вектором — от получения конечного продукта, плода их долгих и кропотливых усилий

Очень значимо, что в процессе общественно-полезной деятельности дети учатся созидать, создавать, а не просто потреблять, использовать.

3. Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе

Хороший в своей идее принцип, но совершенно не рабочий, так как у педагогов нет действенного инструментария быстрого и точного определения детей по их врожденным свойствам. Психологические тесты с рисованием невиданных животных, домика или дерева мало чем помогают. С накопленным опытом тоже проблемы: во-первых, не у всех он есть, а во-вторых, прошлый опыт с современными детьми зачастую не срабатывает.

Системно векторная психология об индивидуальности ребенка

Дифференциация детей по типам темпераментов, разделение их на категории аудиалов, визуалов, интровертов, эсктравертов мало пригодна к действию, так как на практике встречаются дети, сочетающие в себе предписанные характеристики аудиалов и визуалов, интровертов и экстравертов. Системно векторная психология же дает педагогам необходимый объем знаний для легкого определения особенностей ребенка. Восемь векторов, восемь направленностей личности в их сочетаниях определяют жизненные ориентиры детей, их внутренние желания, бессознательные мотивы поведения.

4. Принцип природосообразности

 

Всему свое время. При воспитании необходимо учитывать природу ребенка, его пол, возраст. И системно векторная психология добавляет – векторальный набор ребенка и степень его развития и реализации.

Многим понятно, насколько важно дать ребенку поэтапно пройти этапы социализации, ведь хороша ложка к обеду. Системно векторная психология дает и осознание того, что существенным элементом социализации является процесс ранжирования ребенка в детском коллективе, то есть бессознательное понимание своего места в обществе, своей роли в нем.

5. Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности)

Воспитание нового поколения — задача непростая, и если общество заинтересовано в хороших результатах, то, конечно, оно вкладывается, так как то, что задано природой нашим детям, требует развития и реализации, а значит, каждому ребенку необходимо обеспечить оптимальные для него условия развития. Само по себе ничего не разовьется. Вырастет сорняк. Потерянное поколение.

Системно векторная психология не ставит перед собой задачу найти виновных в том, что негативного происходит с новым поколением. Семья, школа, общество. Каждое из звеньев одной цепи воспитания ребенка вместо сотрудничества пытается переложить ответственность на другого.

Системно векторная психология предлагает реальное определение корней проблем.

Стандартная ситуация: рождается ребенок, его родители мало готовы ответственно подходить к его воспитанию. В самих себе не разобрались, не то чтобы озаботиться внутренними потребностями чада. Любой здоровый физически человек может стать родителем. А вот готов ли он внутренне к тому чтобы воспитывать другого человека, может ли он дать ему то, что ему необходимо? Не в финансовом плане, а в душевном?

Родителям по-хорошему надо сознательно готовиться к тому, чтобы стать родителями. Даже бесплатные вводные лекции по системно векторной психологии помогают приоткрыть завесу и понять свою психику, чтобы потом суметь разглядеть и внутренние особенности своего чада.

за нравственный подвиг учителя

Системно векторная психология о том, как стать счастливым учителем

Немного о педагогах. Какие критерии отбора есть для учителей при приеме на работу? Справка о судимости, диплом об образовании, медицинская книжка?

Сами себе честно ответим и ужаснемся. Никто не обращает внимания на душевные качества педагога. Они вроде как сами собой разумеющиеся. Приложение к любому учителю. На самом деле – воля случая. Системно векторная психология помогает увидеть внутренние качества педагогов, которые приходят в школу. Более того, системно векторная психология позволяет самим педагогам понять себя, улучшить качество своей жизни и улучшить взаимодействие с учениками и их родителями.

Немаловажное значение для качественного сотрудничества детей и взрослых имеет общая атмосфера в обществе, общественные ценности. Следует понимать, что изменение индивидуального сознания конкретного человека — капля в море, кардинально ситуация не меняется. Системно векторная психология делает акцент на том, что для эффективного воспитания детей требуется менять коллективное мышление, общественное сознание. Общественность может подстраховывать, снимать огрехи семейного, школьного воспитания, если общий уровень его развития высок.

Низкий уровень развития общества, его деградация плачевно сказываются на подрастающем поколении – хорошая семья и школа будут вынуждены постоянно вести борьбу с негативом внешнего мира, противостоять порокам современности. А это ох как тяжело. Системно векторная психология служит своеобразной подушкой безопасности для отдельного круга лиц, которые прошли тренинг и вооружились прикладными и полезными знаниями, но этого мало.

Без изменений общественного сознания, без знаний по системно векторной психологии сотрудничество детей и взрослых так и останется, по большому счету, на уровне внедрения на бумаге или внедрения формального, не переходящее к результативному внедрению, а педагогов будут по-прежнему оценивать как мясо первой или высшей категории….

psihologia

Системно векторная психология о светлом будущем

Чем большее распространение получит системно векторная психология, тем больше людей обретут себя, избавятся от психологических проблем, плохих состояний, тем больше будет в обществе счастливых, довольных жизнью людей и это непременно положительно скажется на детях. Им меньше будут грубить, обижать, сбрасывать свой негатив.

Жаль, что мы порой забываем, что 21 век — время действий и время учиться. Если мы хотим, чтобы у нас было светлое будущее, если мы хотим, чтобы принципы педагогики не превращались в фарс. Так хотим ли на самом деле?

(с) Системно векторная психология Юрия Бурлана

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

5 комментариев

  1. Спасибо! Так разложено по полочкам! Люди открывают для себя системно векторную психологию и делятся впечатлениями, чаще всего это «как я не понимал/а раньше…». А такое понимать надо, особенно если ты воспитываешь мабенького человечка, члена общества

  2. Очень хорошо статья раскрывает все о воспитании. Желая своему ребенку счастья, родители обязаны это знать и применять. Не совершать ошибок своих родителей. Сейчас очень распространенная обида поколений, претензий друг к другу. Всего этого можно избежать.

  3. Ольга, потрясающе глубокий системный анализ системы образования в России. Я не педагог, но и мне абсолютно понятны все подводные камни, заложенные в этой системе. Ведь я — обладатель системного мышления. Не нужно быть специалистом в образовании или психологии, чтобы овладеть системным мышление. Это доступно каждому и крайне необходимо сегодня. Такие времена пришли — без самопознания человеку не выжить в условиях современного мира.

  4. «Родителям по-хорошему надо сознательно готовиться к тому, чтобы стать родителями.» Золотые слова. Пройди каждый будущий родитель тренинг по системно-векторной психологии — целое счастливое поколение детей будет расти!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>