Мария Монтессори

Великий педагог, чье имя согласно решению ЮНЕСКО вошло в список самых влиятельных педагогов мира, определивших развитие педагогики в двадцатом столетии. Великая женщина, пожертвовавшая своей личной жизнью ради воспитания чужих детей. Первая в Италии дипломированная женщина-врач. Создательница собственной методики обучения и развития детей. Мария Монтессори.

В чем секрет ее успеха в школе жизни поможет нам понять системно-векторная психология Юрия Бурлана.

 

 

Через тернии к цели

 

Мария Монтессори была единственной дочерью своих родителей. Они оказали большое влияние на становлении ее личности, особенно мать, которая мечтала о женской свободе и всячески поддерживала начинания Марии. Отец был недоволен самостоятельностью дочки, ее стремлению к знаниям, однако смирился с тем, что она пошла в школу, затем поступила в институт.

Мария Монтессори явно обладала кожным, анальным и зрительным и звуковым вектором, поэтому учеба давалась ей легко, больше всего ей нравилась математика и техника.

 

Развитый кожный вектор проявлялся в логичном, инженерном мышлении Марии, ее способности быстро впитывать знания, разрабатывать новые способы решения задач, легко адаптироваться к переменам в жизни.

Анальный вектор давал о себе знать в желании Монтессори во всем дойти до сути, досконально разобраться в проблеме, а также в усидчивости, энциклопедической памяти, умении учиться, уважительному отношению к старшим.

Тесная эмоциональная связь с матерью, дядей свидетельствует о ее зрительном векторе. Кожно-зрительная связка объясняет ее увлечение театром, желание стать известной, быть независимой и свободной. Так, однажды в детстве тяжелобольная Мария Монтессори успокаивала свою мать: «Не бойся, мама, я не могу умереть, мне слишком многое предстоит сделать».

Она чувствовала свою особенность, исключительность. Высокомерное отношение к окружающим, потребность побыть одной в тишине, выяснить причины всего происходящего, некая отрешенность от мирских забот, погруженность в мир идей и размышлений, легкость в освоении иностранных языков — проявления звукового вектора.

 

Колебания в выборе профессии как раз и объясняются многовекторностью Марии Монтессори: от инженера (кожный вектор) до врача (анальный, зрительный вектор), потом психолога (зрительный вектор) и педагога (кожный, анальный, зрительный).

В итоге, Мария в 1896 году получила диплом врача, пройдя через издевательства и усмешки студентов и преподавателей-мужчин.

Она попробовала начать частную практику, но существовавшие в Италии в то время общественные стереотипы о том, что хорошим врачом может быть только мужчина, помешали ей добиться успеха в данном направлении.

 

Главное дело жизни

 

Мария Монтессори не отчаялась — нашла себе новое увлечение. С присущим ей упорством и энергией она штудирует книги французских педагогов по обучению «идиотов» — детей, с отклонениями от нормы.

 

В Италии эти дети, по сути, были пленниками четырех стен. Родители от них отказались, государство, взявшее их под опеку, не заботилось о них: их не лечили, с ними не занимались, их просто изолировали от общества и все.

Сострадательная Монтессори не могла пройти мимо обездоленных детей. Она добивается для них открытия Ортофенической школы. Сама разрабатывает десятки пособий, проводит занятия с детьми и в 1900 году школьная олимпиада в Риме доказывает результативность метода Монтессори: ее воспитанники превзошли детей из обычных школ по чтению, счету, письму.

 

Личная драма

 

Добившись успеха и признания в обществе, Мария Монтессори покидает пост директора школы и начинает все сначала. Почему?

 

Некоторые исследователи считают, что она решила сделать карьеру в образовании и понадобится диплом психолога. Кто-то говорит о переменах в ее личной жизни: в 1898 она родила внебрачного сына Марио от своего помощника по школе, но тот ее предал и не женился.

Обида на мужчин до конца жизни. Первая любовь останется единственной для Марии Монтессори. Ее анальный вектор с его ригидной психикой, злопамятностью, обидчивостью, значимостью первого опыта скажутся в судьбе Марии. Поставят точку на ее женском счастье.

Продолжать карьеру в католической Италии с незаконнорождённым младенцем на руках она не могла. Приняла железное решение — отдать сына на воспитание другим людям.

 

Жизнь продолжается

 

Мария Монтессори открывает «Дом ребенка», где она апробирует свою методику на здоровых, но педагогически запущенных детях. Пишет книги. У нее появляется все больше и больше последователей, причем во многих странах мира.

 

Новизна методики Марии была в том, что она рассматривала роль педагога не в обучении детей, а в руководстве и поддержке самостоятельности ребенка.

 

Принцип самоопределения, значимости развивающей среды для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, свобода выбора — все, что делало методику популярной и одновременно то, что вызывало многочисленные споры.

Марию критики не останавливают, пожалуй, даже наоборот, вдохновляют. Она своими лекциями покоряет Америку. В Вашингтоне открывается Образовательная Монтессори-ассоциация, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

После успеха в Америке на родине Мариии Монтессори наконец-то признают ее заслуги: в 1922 году правительство Италии назначает ее государственным инспектором школ, ее школы получили государственную поддержку и дотации.

Вплоть до того времени, как в Европе фашистская идеология станет главенствующей интерес к методике Монтессори будет расти. Затем для Марии наступят тяжелые времена — ее школы закроют, так как тоталитарные государства не нуждаются в свободных, самоопределяющихся людях.

Она вынуждена будет уехать в Индию, где построит следующую ступень своего метода — для детей 6-12 лет, разработает свою периодизацию детского развития, напишет новые книги.
После войны Монтессори вернется в Европу и до конца жизни посвятит себя распространению своей методики по всему миру. До нынешних дней действует, основанная ей совместно со своим сыном еще в 1929 году Международная Монтессори Ассоциация (АМI).

Надо отметить, что Марио простил Марию Монтессори за то, что она оставила его в детстве на воспитание чужим людям. Несмотря на то, что он познакомился с нею, будучи молодым человеком, он стал продолжателем дела матери. В последние годы жизни Мария отошла от науки и углубилась в религиозные размышления.

По-кожному она до конца своих дней читала лекции, поражала современников своей бодростью и энергичностью.

В 1950 году Марии Монтессори присвоили почетную степень доктора, профессора Амстердамского университета, а ее труды выдвинули на международную Нобелевскую премию.

Пожертвовав личным женским счастьем, Мария Монтессори добилась своей главной жизненной цели — стала известной во всем мире, изменив жизнь многих детей к лучшему.

 

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

15 комментариев

  1. Удивительная женщина. Первый раз о ней узнала, Ольга, из вашей статьи. У меня всегда вызывают уважение люди, которые до конца дней своих оказываются преданы своему делу.

  2. «пройдя через издевательства и усмешки студентов и преподавателей-мужчин» — и кто теперь о них помнит? А имя Марии Монтессори известно во всем мире и по ее труды переведены на десятки языков работают тысячи учителей.

  3. Мой младший сын ходит в детскй сад по системе Монтессори, это частный сад, но я очень благодарна судьбе, что у меня есть такая возможность. По-моемуэто наилучший вариант общественной педагогики в современном мире.

  4. Спасибо, Оля. Очень интересная статья о необыкновенной женщине. Не думаю, что только желание сделать карьеру двигало Марией Монтессори, жертвуя личным счастьем, но развитое чувство сострадания к чужим бедам. Бессознательно таким образом она побеждала свои природные страхи. Если бы все 5% зрительников были развиты до ее уровня, они своей любовью, сопереживание и состраданием исцелили бы мир. Но беда в том, что много людей со зрительным вектором не очень развиты.

  5. Потрясающее усердие и желание помогать детям, несмотря на отчуждение «умной публики» в начале её продвижения в труде и работе, которое её не сломило в те анальные времена, а наоборот, достойно восхищения, уважения и почёта на долгие долгие годы.

  6. Поразительная женщина! И действительно — гений педагогики! Широко наблюдаемое явление, когда дети учителей являются педагогически запущенными по причине великой занятости своих родителей и прежде всего матери, было хорошо известно Марии Монтессори. Именно по этой причине она определила сына на воспитание в полноценную семью. И эту семью Мария выбрала не случайно. Она точно знала, что в результате и мир, и она, и эта семья получат прекрасного гармоничного человека, лишенного фрустраций и обид. Так и случилось. Уверена, что весь период взросления мальчика Мария наблюдала детально и тщательно, в нужное время подсказывая приемным родителям правильную тактику и стратегию. Иными словами, она всю жизнь была рядом с сыном, принимая глобальное участие в его воспитании. То есть об отказе от ребенка не могло быть и речи. Но выйти из тени она посчитала нужным только тогда, когда исчезла угроза травмирования психики сына. Это — поистине Великая Женщина. Великая мать, великий педагог, великий человек. Спасибо огромное за статью, Ольга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>