Недостаток внимания сегодня – несчастная судьба завтра?

ребенок

Недостаток внимания родителей к своему ребенку нередко психологи называют главной причиной его проблемного поведения, такого как: воровство, агрессия, замкнутость и депрессия, повышенная тревожность, болезненная обидчивость, жестокость по отношению к животным и пр. Столь разные проявления, а корень зла  один – недостаток внимания. Так ли это на самом деле?

Примеры из школы жизни свидетельствуют о том, что зачастую и повышенное внимание не приводит к успешному результату, несмотря на все старания родителей окружить ребенка безусловной любовью и безграничным вниманием. То ли родители неправильно внимание оказывают, то ли что называется «переборщили».

Воспользуемся знаниями новейшего направления в психоанализе — системно-векторной психологией, дабы разобраться в истинных причинах негативного поведения ребенка.  От правильной постановки диагноза зависит — излечится больной или нет, так и с поиском причин поведения человека – докопаться до сути дела — означает найти действенное решение проблемы.

недостаток внимания

Между недостатком и избытком

 

«Вы своему ребенку мало внимания уделяете, вот он так себя и ведет – всеми ему доступными способами привлекает к себе внимание»

«Ваш ребенок неуправляем и избалован? Не надо было ему много внимания уделять!»

Так как же воспитывать правильно? Как отыскать «золотую середину» между недостаточностью внимания и его избытком? Хорошо бы, конечно, иметь некий прибор, эдакий внешний индикатор родительского внимания — зазвенит колокольчик или лампочка красная замигает и родителям становится понятно – мало или много внимания они дали ребенку, становится понятно, что делать.

Пока не изобрели такой прибор, родителям приходится выбирать: либо уделять внимание чаду «на глазок», доверяя своей интуиции, чужим советам, либо изучать психологию. Точнее сказать, системно- векторную психологию, которая на сегодня и есть отличный путеводитель по правильному воспитанию детей для родителей и воспитателей.

психология детей

Первым делом – дифференцировать

 

Важно не столько соизмерять количество единиц родительского внимания, сколько по-разному его проявлять к каждому конкретному ребенку. Все дети разные. Разные не только по внешним признакам, которые мы с легкостью различаем: блондин или брюнет, высокий или низкий, толстый или худой. Разные и по внутренним особенностям, которые без психологических знаний мы не различаем.

Мы видим и наблюдаем: один ребенок с рождения активный, подвижный, другой – спокойный, медлительный, первый легко идет на контакт с незнакомыми людьми, а второй от одной мысли об этом впадает в истерику. Почему так? Мы ищем сходства с поведением родителей, своей родни в детстве, если не находим, то разводим руками – «ни в мать, ни в отца». Как же воспитывать такого ребенка, непонятного и непохожего?

Системно-векторная психология объясняет: каждый ребенок рождается с особыми внутренними чертами, определяющими его характер, ценности, тип мышления, поведение – векторами. Вектора не передаются по наследству, поэтому дети и родители по свойствам своего психического могут существенно различаться друг с другом.

Соответственно, рекомендация психолога «побольше уделяйте внимания ребенку» и не работает. Родителям  кажется,  что они и так достаточно уделяют внимания ребенку или начинают, судя по себе, проявлять еще больше внимания, но негативное поведение ребенка не меняется – он так и не получает того, что ему действительно нужно. Его не понимают. Не могут удовлетворить истинных потребностей. Неудовлетворенность, все издержки неправильного воспитания и выливаются в итоге в негативное поведение ребенка, осуждаемое родителями и обществом.

Спрашивать же ребенка: «Что тебе надо, что тебе не хватает?» тоже не всегда неэффективно – мало кто из взрослых осознает истинные причины своих внутренних состояний и поведения, что уж говорить о детях. Мало ли что они думают, о том, что им надо, о том, что они хотят,  вовсе не факт, что это  реальность, а не ложные представления, навязанные кем-то – этим, собственно говоря, и отличается сознательное от бессознательного. Возможность заглянуть на самое дно души.

психология

Познай свое дитя

 

Восемь векторов существует в природе, их сочетания в одном человеке и создают неповторимую личность. Природный потенциал заданный каждому ребенку требует развития и реализации, так как изначально вектора нам даны в базовых свойствах. В каком окружении окажется ребенок, какие условия для его развития будут созданы родителями от этого, в конечном счете, зависит его жизненный сценарий.

Агрессия, воровство, депрессия, истерики ребенка – показатели, прежде всего, неправильного воспитания. Свидетельства о том, что родители выбрали не подходящие методы для его воспитания. В чем конкретно ошиблись и как это исправить – у каждого случая своя предыстория. Общая рекомендация – различать детей по их векторам, узнать, как устроена детская психика.

Пример из жизни

 

В начальной школе стали жаловаться на мальчика, который начал воровать у одноклассников письменные принадлежности, конфеты. Семья более чем обеспеченная. Мама и папа занимают высокооплачиваемые должности. Психолог и сделала вывод: «родители мало внимания уделяют ребенку». Мама бросила работу, сосредоточилась на сыне, но покражи не прекратились. Мальчик изворачивался, прятал сворованное, лгал, что это не он, потом при предъявлении доказательств его вины пытался оправдаться, говорил, что сам не знает, почему он это сделал.

Мама слезно плакала: «Что тебе не хватает? У тебя все есть! Как тебе не стыдно!». И в качестве решения проблемы и избавления от общественного позора семьи, вырастившей «ребенка – вора» она перевела сына в другую школу. Решила начать с чистого листа. Однако проблема «из прошлого» не заставила себя долго ждать и в новом месте, с новым коллективом сверстников.

школа жизни

Недаром системно-векторная психология говорит нам о том, что если не заглядывать вглубь психического ребенка, то борьба с последствиями душевной травмы будет неэффективной. Дети с кожным вектором склонны к воровству. В архетипичных свойствах кожного человека присутствует потребность создавать запасы, подбирать все, что плохо лежит и припрятывать. Дальше кожный вектор развивается, с воспитанием приходит понимание своего и чужого, усвоение закона, существующих ограничений. Если кожный ребенок находится в стрессе, не чувствует себя защищенным, то нередко он снимает свое негативное состояние именно с помощью покражи.

Первый случай воровства мальчика – он подобрал упавшую ручку одноклассницы и припрятал ее к себе в пенал. Он еще не усвоил понятия «мое – чужое», необходимо было ему это просто спокойно объяснить. Но родители помимо возмущения, наказали его физически, что для кожного мальчика – стресс. Правильно, который снимается покражей. Это глубинный механизм самосохранения, заложенный в бессознательном. Припрятанная вещь, дает некую иллюзию защищенности кожному человеку во внешнем мире, так как его жизненные ценности – материальные.  Когда мама бросила работу, ограничила сына во всем, продолжала лупить его, то проблема  воровства не могла решиться от проявления такого рода родительского внимания.

Это один из тысячи случаев неправильного воспитания ребенка, непонимания его внутренних свойств. Хотелось бы, чтобы было наоборот – один негативный пример из тысячи позитивных. Хотелось бы, чтобы как можно больше родителей стали психологически грамотными. Хотелось бы, чтобы родители помнили народную мудрость: «маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки» и сделали все возможное, дабы предотвратить появления проблем (решать проблемы гораздо тяжелее, нежели их пресечь на корню). Благодаря тренингу по системно-векторной психологии это более чем реально и доступно для каждого.

Статья написана по материалам тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

12 комментариев

  1. «Агрессия, воровство, депрессия, истерики ребенка – показатели, прежде всего, неправильного воспитания.»
    Согласна с этим высказыванием, все начинается с воспитания, все начинается с родителей.

    • Очень сложно это понять не обладая знаниями о природе человека, о свойствах, с которыми он появился на свет, о его желаниях. В большей степени это относится к детям. именно они нуждаются в понимании, для полного раскрытия своих способностей.

        • «…Хотелось бы, чтобы как можно больше родителей стали психологически грамотными…» А по-другому никак теперь. старые методы не дают ожидаемых результатов . А наше будущее зависит от того, насколько будут развиты и реализованы наши дети.

          • Совершенно согласна, дети рождаются уже умнее родителей, и только наша грамотность будет играть важную роль в становлении личности.

    • Тоже обратила внимание на эту фразу. Чем не лампочки-индикаторы! Как только ребёнку плохо — спешим на помощь, а не злимся и не отмахиваемся. Всё просто!

  2. Сколько раз мы , не задумываясь, говорили своему ребенку: «Да отстань ты, маме некогда!» На свои какие-то абсолютно не важные и пустые дела при этом у нас было предостаточно времени. А именно в этот момент наш ребенок очень нуждался в совете, поддержке или просто в ласковом слове! Чего же мы хотим от выросших » таких неблагодарных» детей? Теперь им очень некогда. Отстань, мама!

    • Елена, согласна, понимаешь это когда дети выросли, и пожинаешь плоды своего воспитания. Воспитывали их, так как и нас когда-то: по своему образцу и подобию. Мне грех жаловаться на своих мальчишек- они очень внимательные и всегда готовы откликнуться и помочь, но сколько я им не додала… Сегодня, читая подобные статьи, мне очень больно и хочется, чтобы родители сегодняшних детишек читали бы их, а лучше прошли бы тренинг и никогда бы не испытывали боли, понимая, что все могло бы быть иначе у детей и никогда не услышали от уже выросших детей: «Отстать мама! Мне некогда.»

  3. Понимание своего ребенка было во все времена было важной базой для правильного воспитания. А сегодня это особенная необходимость. Если раньше еще проходило воспитание по своему подобию, то сегодня это недопустимо

  4. Какие бы ни были важные дела, а ребёнок важнее всего. Не внимание к ребёнку, игнорирование приводит к проблемам. И как говорится маленькие детки — большие бедки, а вырастут…

  5. Как смешно сейчас вспоминать, после ознакомления с системно-векторной психологией, все эти сравнения с родней, по типу «мой ребенок на бабушку, папу, дедушку похож». Теперь понимая истинную природу детей, их векторальные качества, всё это кажется пережитками прошлого. И пора уже нам, понять психику своих детей, а не сидеть и гадать на кофейной гуще.

  6. Воровство- частая проблема, с которой трудно справиться родителям- чем больше с ней борются, тем сильнее усугубиляется. Просто мы не знаем, как нужно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>