Откуда растут ноги у хамства в школе?

Учитель, на голову которому надевают мусорное ведро его ученики. Прямо на уроке. Пустые парты — без учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. Исписанная педагогом доска. В классе 10 подростков — мальчишек, в совершенстве владеющих отборным матом, откровенно наглым, развязным поведением. Беспомощная, потерянная учительница, которая пытается восстановить дисциплину. Таков один из частых сюжетов  реальной  школы жизни.

Всем известно, что школа всячески старается не выносить мусор из избы, пробует решать накопившиеся проблемы самостоятельно, но шила в мешке не утаишь.

Дети сами выносят свои подвиги на суд общественности. Хочется же похвастаться своими личностными достижениями, приобретенными метапредметными информационными компетенциями. Ну, или, по крайней мере, пусть посмеются, поржут над роликом.

Действительно, кто-то, судя по комментариям,  смеялся над тем, как  издевались над учительницей, кто-то привычно искал виновных в недостойном поведении детей родителей (мало пороли), кто-то указывал на профессиональную непригодность педагога (дескать, сама дура довела, сама и пусть расхлебывает), кто-то сетовал на нравственное разложение всего российского общества.

В целом, развернувшиеся дебаты на просторах интернета, посвященные темам детского хамства, невоспитанности сводятся  к тому, что  «учителя гонят на родителей, родители гонят на учителей».

Между тем, проблема хамства во взаимоотношениях учитель — ученик  не решается, она, будто раковые клетки, расползается по всей образовательной системе нашей страны. Что с этим делать? Где искать выход?

Попробуем найти ответы на злободневную проблему, используя системно- векторную психологию Юрия Бурлана, а к чему еще мы должны прибегнуть, если не к современным психологическим знаниям в вопросе, касающемся природы человека.

 

Никто не застрахован

 

Выбирая профессию учитель,  мы изначально идем на риск — попасть под жернова хамства  как детей, так их родителей и иногда своих коллег. Ни для кого не секрет, что красный диплом педагогического университета вовсе не означает, что учитель  готов к преподаванию, к общению с детьми.

Дело зачастую не в том, что он купил диплом в подземном переходе метро, не в том, что выбор педагогического вуза был случайностью, и не в том, что халатно относился к занятиям, а в том, что, к сожалению, современная система (и система ли это?) педагогики мало что действенного может предложить молодому педагогу.

Учат все больше теориям, истории педагогики, тому, как надо и как должно быть, а вовсе  не готовят к  тому, что есть сегодня  наша школа. Отрыв от практики колоссальный.

 

 

Не мытьем, так катанием

 

 

По большому счету, только на своем опыте методом проб и ошибок, спустя несколько лет некоторые учителя начинают понимать, с кем и как себя вести, как управлять классом, держать дисциплину. Некоторые сбегают из школы после первой же практики, некоторые так и остаются в счастливом неведении, как можно в классе с тридцатью подростками без применения насилия и оскорблений вести полноценный  урок. В итоге, в проигрыше остаются, прежде всего, дети.

Кроме того, нынешние педагоги старой закалки  отмечают, что если раньше на  авторитет учителя среди учеников работало общественное мнение, престижность педагогической профессии, действенность рычагов воспитания на родителей через партийную организацию, на школьных хулиганов через пионерскую и комсомольскую организации,  теперь учитель беззащитен и везде крайний. Поставил двойку — плохой учитель, сам себе ее поставил, не научил, не нашел подхода к ученику.

Более того, современные дети совсем другие, дети информационной эпохи, в представлении которых даже опыление цветка происходит через Wi-Fi.

Поиск виновных тоже ни к чему хорошему не приводит — ни к решению проблем, ни к ответам на злободневные вопросы, только разжигает больше ненависти учителей и родителей, учителей и детей.

На самом деле, мы все в одной лодке, на одной ветке и от того, насколько мы готовы слушать друг друга, взаимодействовать вместе зависит, сможем ли спасти новое поколение от записи его в потерянное.

Изменить свое сознание, свое мышление. Сложнейшая задача. Она под силу новейшему направлению в психоанализе системно- векторной психологии Юрия Бурлана.

 

Детки в клетке

 

 

Всем известно, что школа — это место, где дают ответы на незаданные детьми вопросы. И если раньше ученики зачастую молча «кушали» то, чем их «кормили» на уроке, то сегодня они открыто заявляют: а мне это не надо, я не хочу учиться, мне это неинтересно, я не просил вас об этом рассказывать, мне лень работать на уроке…

И многие бы сбежали из школы, если  бы могли. Наверное, поэтому наши школы сейчас под предлогом  обеспечения детской безопасности обросли высокими заборами, охраной, электронными пропусками. Классно-урочная система, разработанная еще Яном Амосом Коменским в 17 веке, трещит по швам. Новые стандарты с их личностно-ориентированным подходом остаются пустым звуком при наполняемости класса в тридцать  и более учащихся.

Зато создается благодатная почва для процветания школьного хамства. Привлечь к труду после уроков хулигана нельзя, пожаловаться некому (часто администрация школы занимает позицию — это ваши проблемы как учителя, что в институте педагогику с психологией не проходили? Большинство родителей — мой ребенок послал вас на три буквы, да вы сами это заслужили, кто нынче  пединститут заканчивает — отбросы общества, кого в другие вузы не взяли).

Опытные коллеги призывают «не принимать близко к сердцу» выходки ученика (собственно, с ним не жить, детей не крестить), игнорировать (какое дело, что ученик играет в телефон), относиться с юмором (очень смешно, когда пятиклассники на уроке высмеивают портреты историков, висящие в кабинете) или «ставить проказников на место» (разными способами, тут кто на что горазд – от высмеивания ученика, до того, чтобы воспользоваться камерой наблюдения или силой коллективного мнения).

В общем, проблему с хамством на своем уроке преимущественно решает (или не решает) сам учитель, ведь он – взрослый, несет за детей ответственность, на него возложены обязанности по обучению и воспитанию детей, а ученики – это дети, что с них возьмешь (с урока выгнать нельзя, наказать тоже).

Просто любите детей, любите свою работу и хамства не будет! – уверяют психологи. Только вот детское хамство цветет и пахнет в российских школах.

 

 

Родители пример дитю

 

Некоторые эксперты говорят, что школа должна давать знания, а воспитывать семья, в конце концов, именно за родителями в Семейном кодексе РФ закреплено преимущественное право воспитания детей.

Однако что мы видим: мало родителей правильно воспитывают своих детей. Хамское поведение ребенка, в первую очередь, подразумевает словесное и фактическое непослушание, это своего рода первый тревожный звоночек для родителей, что они где-то поступают неправильно, что-то упускают в воспитании чада.

Если адекватно не отреагировать на поступающие извне сигналы, то детское словесное хамство зачастую перерастает в сценарии с трудноуправляемыми детьми. Рассмотрим несколько  легко наблюдаемых в школе жизни примеров того, как дети остаются неразвитыми в своих свойствах, не получают того, что им необходимо для раскрытия врожденных талантов.

Кожная эпоха — кожные родители  работают, зарабатывают деньги, и им не до воспитания детей. Откупаются карманными деньгами и подарками. У мамы все время нет на него времени, все делается налету, набегу, между делом… А ребенок анальный, нуждающийся в материнской поддержке, похвале, заботе. Ему для наполнения своего вектора необходимо, чтобы его не дергали, не торопили, не ставили клеймо тугодума, неуклюжего, тормоза. Он с детства будет копить обиду на родителей — недодали любви, ласки.

С кожной мамой нередко анальный ребенок из тихого, послушного превращается в строптивого упрямца и с обостренным ранимым чувством справедливости идет в школу — все его обижают, обделяют и он начинает мстить…

А кожные дети, выросшие в гиперопеке, где не было воспитания дисциплины, адекватных ограничений, садятся в буквальном смысле слова родителям на шею и управляют ими. Сначала добрые, любящие мамы, считающие, что любить ребенка достаточно, чтобы он вырос человеком, радостно оправдывают любые проделки ребенка, его опоздания, драки, ложь, нежелание прилагать усилия в учебе, а потом сами не знают, что им делать с неуправляемым ребенком, обвиняя школу.

 

 

Почему дети плохо себя ведут?

 

Ребенок с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана рождается архетипичным зверенышем, то есть в нем заложены базовые свойства на уровне первобытного человека, а дальше малышу предстоит тернистый путь приобщения к культуре. Становление человеком в полном смысле этого слова.

Огрехи в воспитании часто заканчиваются тем, что ребенок к моменту  окончания пубертата и так не развил свои природные свойства, «застрял» на низшей ступени развития, сохранив архетипичность поведения, предпочитая примитивный «животный» стиль поведения в обществе.

Хамство и агрессивность школьников – это одна из сторон проявления архетипичного поведения. Когда дети выясняют отношения не самым подобающим с точки зрения взрослых способом (хамство, обидные прозвища,  драки, травля изгоев)  – это они так ранжируются в коллективе по-животному, где сильный ест слабого. Ученики проверяют своих одноклассников и педагога на «вшивость», выясняют, кто из них чего стоит как член их маленькой стайки, завоевывают себе таким поведением авторитет среди сверстников.

Их еще рано называть неадаптантами, ведь они еще только проходят пубертат и учатся адаптироваться. Естественно, чем старше дети, тем больше мы придаем значения фактору воспитанности – ведь из архетипичных сценариев самые развитые дети могут выходить, не дожидаясь окончания пубертата. А кто-то может и вовсе не выйти. В этом случае мы уже можем говорить об отсутствии привитых ограничений воспитанности, культуры и законов поведения в обществе.

Неадекватное или недостаточное воспитание со стороны родителей – конечно важный фактор того, как ребенок будет с детства научаться ограничивать животное в себе. Если же архетипичный сценарий поведения в нем продолжает работать, да еще и никто не заботится о том, чтобы объяснить банальные законы общения и взаимодействия, то в итоге и получаем человека, для которого чужды принятые социальные нормы общения и взаимодействия.

Таким образом, все мы начинаем путь становления Человеком с детского архетипичного поведения, именно поэтому многие детские «животные» замашки – это по-своему до определенного этапа даже нормально и не нужно этого бояться, например, того, что кожный ребенок будет делать «заначки», прятать еду «про запас» (так он выполняет свою древнюю функцию – экономит еду для стаи на «черный» день).

Дальше мы должны развивать заданные нам природой  свойства на усложнение и не оставаться архетипичными. Для этого ребенка должны воспитывать адекватно его наклонностям, дать возможность ему пройти этап ранжирования в детском коллективе (в детском садике, школе, на улице), чтобы выработать социальные навыки общения, адаптации в обществе, которые заменяют животное ранжирование и делают из маленьких хамов адекватных ландшафту людей.

Итак, для того чтобы ребенок развил заложенные в нем от природы способности, стал счастливым человеком родителям, педагогам необходимо понимать, кто перед ними и что ему действительно нужно. Понимать не через себя, свои воспоминания, а системно, определяя вектора ребенка.

Мы видим, как растет ребенок физически, видим, когда ему пора покупать новые ботинки, костюм, но зачастую совсем не видим, что необходимо ему в душевном плане, хотя развитие психических свойств не менее значимо, чем физические показатели. Так, знать, что кожному ребенку, кроме того, что он озвучивает в своих желаниях, ему нужна дисциплина, режим дня, так как его психическое получает больше всего удовольствия в само ограничениях и запретах.

Мы сможем изменить ситуацию с хамством в школе и в обществе, где все больше возникает неприязнь и ненависть друг к другу,  только начав с изменения своего сознания, мышления. Начать видеть открытыми глазами истинные причины происходящего и объединиться во благо детей, нашего светлого будущего возможно.

Остается начать этот трудный путь к пониманию себя и других. И пусть он длиною в тысячу километров, начинается он с простого шага — изучения системно — векторной психологии.

 

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

24 комментариев

  1. Когда дома и вокруг все говорят тебе, что школа отстой, а учитель идиот, трудно не поверить. Уважения к учителю нет и взять неоткуда. Обидно, что родители сами с младших классов показывают своё отношение к учителям: ну что ещё там задали, что за дебильное задание…

  2. Я как вспомню, как хамили некоторые мои одноклассники учителям, так вздрогну. Особо стойкие пресекали, а нежные и чувствительные в истерике бежали из класса. Но это было 20 лет назад!! Что сейчас — боюсь представить. Сама работала в школе, но недолго. И мне попался уже вышколенный класс. Хамства, к счастью, не было. Однако то, что рассказывали коллеги, приводило в ужас.
    Я не знаю, как родителей хамов заставить по-другому воспитывать своих детей ((( беда в том, что родители не заметят, как с хамства в школах и на уроках ребенок быстро перейдет на собственных родителей, обращаясь к ним исключительно как «эй, ты, старая стерва!» или «эй, ты, старый дурак!»

  3. Да, я после практики в обычной общеобразовательной школе зареклась когда-либо там работать. Точно не осилю всю эту нагрузку. В той нашей школе хамили и держали всех в страхе группа мальчиков-старшеклассников, выходцев с Кавказа. Их родителей учителя не могли дозваться, чтобы побеседовать.К тому же, учителя откровенно боялись, т.к. лидер этой «тусовки» активно всем рассказывал, что его папа- криминальный авторитет… учителя лишь ждали окончания года (это был выпускной класс).При этом, в целом- благополучная школа, воспитанные дети.

  4. Интересная статья, спасибо. Пожалуйста, проверяйте грамотность и не употребляйте выражения подобные «гонят на родителей». Нет такого оборота в русском языке. Можно сказать «сетуют на родителей» или «перекладывают вину на учителей» или просто «винят родителей». Больно видеть во что превращается русский язык.

    • Инна, выражения подобные «гонят» — это нынешний сленг, как и многие другие. Хотим мы того или нет наш язык деформируется, изменяется. Это жизнь. Это такой прогресс.

  5. Аж смешно, прочитали и схавали не подумав. сделали детей с родителями виноватыми, а учителя белые и пушистые. У нас в школе были учителя, которые проглатывали оскорбления хулиганов, переводили в шутку, зато если какой-то воспитанный не хамовитый середнячок сделает/скажет хоть что-нибудь не так, начинали его травить . каждый урок спрашивали и занижали оценку, а когда он готовился и поднимал руку игнорировали его! так что какие учителя такие у них ученики, есть учителя которым хамить просто не хочется хамить из уважения,и это не только старые учителя, молодые тоже, все от человека зависит! и правильно тут написано, что нужно любить работу и пытаться от чистого сердца поделиться знаниями. а большинство учителей которые сейчас идут в школу, или даже опытные просто ненавидят свою работу и учеников, и оправдываются тем что все ученики невоспитанные грубияны. Педагогов с большой буквы сейчас очень мало, ибо это те люди которые вкладывают в голову кроме знаний еще каплю каких-то моральных ценностей и добра. а большинство сейчас такие что сами хамят, обзываются и еще требуют адекватного отношения к себе!

    • «так что какие учителя такие у них ученики» Дана этот стереотип не более, чем стереотип. Все ученики и учителя — разные люди и вполне возможно при хорошем учителе иметь хама -ребенка, как и при хороших родителях. В статье нет цели найти виноватых (тоже стереотип нашего мышления). Понять причины и найти того, кто виноват — это разные вещи. Мы чаще всего себя любим больше других людей и будем оправдывать, в любом случае.

    • Чушь написали. Зачем идти на работу, которую ненавидишь ? Учителя — люди с широким образованием, их много где рады будут видеть. Люди идут из любви к предмету или детям, а им плюют в душу. Совсем немало настоящих педагогов, но если общество постоянно на тебя плюет, то начнешь неизбежно вести себя так же. И если бы было, какие учителя, такие и ученики, то все дети у одного учителя были бы одинаковы. А это не так. Значит, ваши выводы, мягко говоря, нелогичны.

      • Елена, как быстро вы делаете выводы: «чушь написали», «учителя — люди с широким образованием», «какие учителя такие и ученики» и прочее. Это не более, чем ваше мнение и заблуждения. В статье таких выводов нет. Я уже более 10 лет работаю в сфере образования и видела разных педагогов. И тех, кто работает по призванию, и тех, кто больше не нашел себе места, кроме как школы. Зачем идти на работу, которую ненавидишь? Знаете, у некоторых нет возможности (особенно в провинции) найти другую работу, кто-то просто привык и ничего не хочет менять, кому-то мизерная пенсия не позволяет уйти со школы на заслуженный отдых…много разных причин.
        Ответьте сами себе на вопросы: все ли педагоги — люди с широким образованием? Всем ли педагогам плюют в душу и все ли отвечают тем же?
        Да, общество у нас деградирует. С этим никто не спорит. Но наше общество — это мы с вами. Все начинается с нас и нашего поведения.
        Да, мы разные по своим внутренним свойствам, поэтому по-разному мыслим, по -разному себя ведем, что одному «логично», другому вовсе нелогично.
        Но специфика работы учителя и состоит в том, что мы работаем с нашим будущим и если на детское хамство будет отвечать той же монетой — круг замкнется, не останется даже маленького шанса на то, чтобы изменить мнение общества по отношению к учителю.

  6. Ольга, какая статья! Захотелось снять шляпу перед учителями, которые умудряются сдерживать буйных подростков сегодняшнего времени. А чего удивляться? Мы в своем технократическом развитии пришли к такому желанному обществу потребления. Когда рот все время занят поеданием, мозг отключен вместе с душой. И что в сухом остатке? Плачут родители, плачет милиция… ну и учителя. конечно. А потом будем плакать все вместе. Еще раз увидела очень яркое подтверждение того, что без СИСТЕМНО-ВЕКТОРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮРИЯ БУРЛАНА просто невозможно что-то понять в людях, детей современных просто невозможно правильно развить и воспитать. Пришло такое сложное время.

  7. Я одно время очень боялась школьников, Хотя сама уже была студенткой. Они тогда казались мне неуправляемыми и непредсказуемыми зверьками. Теперь-то мне понятна эта ассоциация, а главное страх.

  8. Мы обвиняем друг друга, а хамство в школах повсеместное и взаимное. Учителя хамят детям, дети — учителям, родители хамски ведут себя и с теми, и с другими.
    Мы не решим проблему, пока будем искать ее в ком-то другом. Нам всем надо начать каждому с себя. Статья показывает путь к этому.

  9. Уважаемые мальчики и девочки! Прочитала Вашу беседу и решила написать, хотя в голове хаос, в душе боль нестерпимая, еще чуть-чуть и слезы градом….
    В школе работаю 25 лет, работу свою люблю, и главное, я знаю, что дети любят мой урок музыки, часто захожу в школу, а они с самых разных классов (хотя у меня нету классного руководства), бегут ко мне, кто обниматься, кто-то спешит спросить: «а Вы нам проведете сегодня музыку?» то есть, я считаю, что смогла построить с учениками добрые, хорошие отношения и привить любовь и к пению и к самому предметуи уважения к себе… Но последнее время приходиться ездить в сельскую школу и работать по-совместительству…. также дети любят петь, любят мой предмет, но мне пришлось можно сказать уже второй раз в жизни столкнуться с детским хамством, но первое было четыре года назад — там были дети «крутых» пап и мам да и сама их учительница была ну как бы это сказать ? — в классе была атмосфера жуткого лицемерия, притворства, и не искренности, ну то есть такие дети и воспитались. Сейчас они в 7 классе, и это полные пофигисты, извините, они тогда мне еще говорили:» Зачем нам нужна ваша музыка? Мы такое не слушаем!» Сейчас опять наткнулась на недоброжелательность, на подлость, хамство….они, дети и между собою как собаки … Но я же не могу отвечать хамстом на хамство, двойка ничего не решит и отношения к себе такого не могу терпеть.. В общем очень печально и не приятно. Ищу выход из ситуации.

    • Алла, хорошо, что есть такие замечательные педагоги, любящие свой предмет, как вы. Но сегодня этого мало — нужно еще знать психологию современных детей. Приходите на бесплатные онлайн лекции по психологии -http://www.yburlan.ru/besplatnye-treningi

      Потому как хамить в ответ — это худшее, что может сделать педагог для воспитания детей,не замечать — тоже не выход. А вот понять их, установить с ними доверительные отношения можно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>