Профессиональные стандарты для педагогов. Часть вторая

отличник

Многие понимают, что старая традиционная советская система образования канула в лету. Ее реинкарнация в современном обществе не поможет выиграть  борьбу за ребенка. Наркотики, алкоголь, суицид, уход в виртуальный или преступный мир – вот, что угрожает с каждым годом все большему количество российской молодежи. Эта проблема не может не волновать государство, здравомыслящих граждан, ведь кто выиграет битву за детские души — за тем и будущее.


Эту битву нельзя выиграть в одиночку. Нельзя отгородиться от общественных проблем, отдавая ребенка в частные образовательные учреждения, делая семью замкнутым миром для него. Системно-векторная психология Юрия Бурлана убедительно доказывает, что человек может стать человеком только в обществе. Чем более здорово в нравственном плане общество, тем комфортнее в нем всем его членам, тем благоприятнее условия для полноценного развития врожденного потенциала детей.

В этом смысле нам не может быть все равно на то, кто и как будет воспитывать, обучать ребенка в образовательных учреждениях. Нам не может быть все равно, будут ли профессиональные стандарты для педагогов реально воплощаться в жизнь или просто останутся красивыми словами. Нам не может быть все равно, если учителя будут загнаны в угол, так как психологическое состояние педагогов прямым образом сказывается на детях.

учитель

Требований много, условий нет

Вам известно как подковать коня без подковы? Как пойти туда, не зная куда и принести то, не зная что? А вот педагогам зачастую приходится решать подобные задачи.

К примеру, кажется простой главная задача педагога сделать так, чтобы ребенку стало легче жить. Не быть равнодушным. При этом в классе  больше 30 человек, в группе детского сада около 30 воспитанников, а педагог один и есть образовательная программа, которую надо кровь из носу освоить в положенные сроки. Нет у нас ограничений по количеству детей в группе и в классе. Образовательные учреждения переведены на подушевое финансирование и самостоятельный баланс, следовательно – чем больше детей, тем выгоднее. Может ли количество перерасти в качество? Я пока таких подтверждений в педагогической практике не встречала.

Да и не быть равнодушным далеко не всегда достаточно, чаще педагог оценивает воспитанников через свои векторальные ценности. У учителя свои любимчики, а на некоторых наоборот поставлен жирный «крест».

Власти призывают педагога к педагогической ответственности за результаты своего труда и между тем не создают условий для выполнения требований. Не ставить двоек, не оставлять на второй год, в спецшколы переводить по желанию родителей и продемонстрировать положительные результаты государственных стандартизированных экзаменов. Сегодня сообщают ту информацию, которая актуальна была вчера. Вечная задолженность, куча разных поручений от разных инстанций.  Учитель и жрец, и швец, и на дуде игрец, а  главное везде крайний, за все ответственный и заранее уже виновный получается.

дети

Кроме того, нередко университетские профессора, чиновники с пренебрежением говорят о школьных педагогах. Так, обсуждали единый учебник по истории для школы вузовские преподаватели, а тех, кто будет по ним непосредственно работать — пригласить позабыли.

Измерять труд учителя только в количественных показателях (сколько отличников, хорошистов, двоечников, сколько победителей олимпиад, сколько жалоб на педагога от родителей и пр.), не учитывая качественные показатели, условия работы конкретного педагога – контингент детей, родителей, материально-техническую оснащенность школы, по меньшей мере, не показательно.

Дело рук самого утопающего

Стандартизация образования, проводимая сверху, не даст тех положительных эффектов, которые хотят получить. Коридор свободы творчества для педагога сужается, он обрастает большими отчетами и все меньше остается времени на главное — на детей! Фрустрированное, неразвитое, нереализованное новое поколение пополнит наше и без того деградирующее общество. В итоге, это вообще грозит развалом государства.

Ошибки учителей не сразу заметны, последствия же их плачевны. Упущенное время на воспитание ребенка нельзя вернуть. Что же делать? К какому берегу плыть?

Некоторые психологи предлагают такой выход: понимать, что все в мире относительно и слушать себя. Только вот какие результаты мы будем иметь после этого?

Системно-векторная психология говорит о том, что нужно системно мыслить, чтобы решать злободневные социальные проблемы. Понимать себя, психологию других людей, причем не только на уровне сознания, но и раскрывать тайны человеческой психики на уровне бессознательного.  Видеть взаимосвязи в происходящем внутри человека и во внешней среде. Дифференцировать по внутренним особенностям одних людей от других.

Когда мы говорим, что Человек ответствен, то это вовсе не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность, за свое личное развитие. Он отвечает за всех людей, тем более педагог. Миссия учителя – воспитать детей настоящими людьми, создать им условия для успешной адаптации в обществе, помочь им стать счастливыми. Задача же общества, государства, которому небезразлично его будущее – создать условия для плодотворной работы педагога.

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

6 комментариев

  1. Вопросы обучения и воспитания сегодня, как никогда актуальны. Реформы сверху малопродуктивны, потому, что в отрыве от реалий невозможно учесть даже главные аспекты школьного образования, что уж говорить о таких нюансах, как особенности психотипов. Но и снизу, реформы не будут иметь эффективности, пока нет понимания ответственности и за каждого ребёнка, и за то будущее, которое мы все растим. Безучастных в этом вопросе нет и быть не может, но без глубоких осознаний своей сопричастности и нашей общей взаимозависимости достичь радикальных изменений к лучшему невозможно. Но спрос тем не менее с каждого, понимает он это или нет.

    • Попробовала прочитать статью так, как будто я не знаю о системно-векторной психологии. И вы правы, Галина, снизу вверх тоже не поможет. Правильные вещи: «…Ошибки учителей не сразу заметны, последствия же их плачевны. Упущенное время на воспитание ребенка нельзя вернуть …» Но что можно понять в отношениях без системного мышления и без понимания врождённых свойств каждого ребёнка в отдельности и задачи всего коллектива в жизни общества.

      • Вот и страдают дети без этого понимания, а потом родители расплачиваются за совершённые ошибки. Такова жизнь. Как в юриспруденции — не знание законов, не освобождает от ответственности.

  2. «… чаще педагог оценивает воспитанников через свои векторальные ценности. У учителя свои любимчики, а на некоторых наоборот поставлен жирный «крест»». Вот это по-настоящему напрягает. Ведь если задуматься, это всегда 50/50, что «несистемный» учитель начнет гнобить ребенка по неравенству опорного вектора.

  3. Согласна, старая советская школа и в помине не знала что такое «Наркотики, алкоголь, суицид, уход в виртуальный или преступный мир». Сегодня перед любым учителем стоит вызов: или понять своих подопечных, или мучатся от их непонимания. Мне в этом помогла системно-векторная психология. Понять и разобраться что движет сегодняшней молодежью, какие у них проблемы и пристрастия и как можно избежать конфликтов и т.д.

  4. «Некоторые психологи предлагают такой выход: понимать, что все в мире относительно и слушать себя. Только вот какие результаты мы будем иметь после этого?» Что значит слушать себя)? а услышав, что делать? С таким выходом других не понять, если слушать только себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>