Три принципа учителя

учитель

«90-е годы. Министр образования жалуется Председателю Правительства:
- Мы учителям уже который месяц зарплату не платим, а они на работу все ходят и ходят. Что с ними делать – не знаю.
- А Вы не пробовали с них деньги за вход в школу брать?».
Из народного юмора

Приходилось ли Вам, уважаемые учителя, слышать от незнакомых людей фразу: «Ну, сразу видно – Вы учитель»? Поначалу такой «диагноз» меня удивлял: как это может быть видно? Но спустя время поняла – дело в том, что учитель – это не просто профессия, это образ жизни, особый склад ума, призвание, в конце концов. «Учителем надо будет родиться. И только после этого стать!» — справедливо подметил Роберт Рождественский.

Настоящих учителей, действительно, видно. Они неравнодушны к происходящему (не пройдут мимо чужого горя, мимо подростков, мусорящих в подъезде и пр.), полны идей, творчества, готовы учиться новому. Они идут в школу с радостью, скучают по детям на каникулах.

Принцип №1

Итак, первый принцип успешного учителя – наличие естественного желания обучать подрастающее поколение, потребности во взаимодействии с детьми, передачи им накопленных человечеством знаний. И когда это стремление естественно, то работа, какой бы она трудной порой не была, загруженной различными отчетами, совещаниями и т.д. – приносит в итоге удовольствие, ощущение счастья и наполненности жизни самому учителю и оставляет положительный отпечаток в душе ученика. Дети четко различают учителей, которые пришли в школу по призванию и тех, кто пришел в школу случайно.

Принцип №2

Работая в разных образовательных учреждениях, с разными возрастными категориями детей, в разных регионах России еще одним принципом стало для меня то, что именно дети являются смыслом всей педагогической деятельности, вот вокруг кого должна вращаться вся система образования. И очень плачевные мы получаем результаты, когда приоритет сдвигается в сторону кого-то или чего-то другого. Все дети разные и это аксиома, доказательства которой мы регулярно наблюдаем в нашей повседневной жизни. Причесать их под одну гребенку — означает не дать им раскрыть свои таланты, проявить свои способности в должной мере.

Мы не можем дать детям другие способности, чем те, что у них есть от природы. При всех наших усилиях рыбка не станет птичкой. Получится лишь несчастная рыбка, не желающая ходить в школу, с покалеченной психикой и кучей комплексов. Мы не можем дать им другую семью, чем та, в которой они родились и растут. Но мы вполне можем, используя школьный ресурс, стать им настоящими людьми и развить заложенный в них потенциал. Как? Создавая зону успешности для каждого ученика. Направляя способности ребенка в нужное русло.

Например, мальчик Рома был известен всей школе как главный драчун, забияка, неуправляемый ребенок, с папой уголовником в придачу. Можно было развести руки – «яблочко от яблони недалеко падает», можно было пытаться «слить» Рому из школы в другое образовательное учреждение, чтобы рейтинг и репутацию школы не портил, но я выбрала другой вариант. Предложила Роме поучаствовать в школьных выборах и побороться за место президента школы. «Вы с ума сошли! Как можно! Этот курильщик, бандит — и президент школы!» — говорили коллеги, видимо, забывая про опыт такого замечательного педагога, как Макаренко.

дети

В процессе работы с Ромой выяснилось, что у него блестящие способности к обучению – просто раньше он прогуливал уроки и не хотел учиться из-за негативного отношения к нему учителей, а теперь ему дали шанс доказать, что он не его папа, что в него поверили (хотя бы один человек – учитель) и невозможное стало возможным. Рома взял этот барьер – стал президентом школы, причем неплохим (кто кроме него лучше знал, как отвадить курить в туалетах и за школой?), его буйная энергия была направлена теперь на благо школы и класса.

Надо давать детям возможность чувствовать себя ответственными за что-то, приучать их вносить свой вклад в коллектив. Воспитание в коллективе – еще один краеугольный камень, на мой взгляд, современной педагогики. И когда ученик, наслушавшись средств массовой информации, заявляет, что: «любите меня такого, какой я есть» я ему отвечаю: «за что тебя любить? Что ты сделал для других, чтобы они тебя любили? Неужели мы должны любить маньяков, негодяев тоже просто потому, что они такие есть? Человек рожден развиваться, совершенствоваться и не сам по себе, а в обществе. Не быть пустоцветом».

Принцип №3

И третьим принципом успешного педагога я назвала бы – работать на результат. Причем такой, при котором ученик на выходе (в реальной жизни) может обойтись без подсказок, советов, напутствий учителя в решении стоящих перед ним задач, проблем.

Так, в воспитании детей это проявляется в том, что ты не просишь детей, не говоришь о том, как это важно – они сами это понимают и поступают правильно. Вспоминается случай из педагогической практики. Я с детьми торопилась на награждение по итогам конкурса проектов. Пробки неимоверные, буквально бежим. Спускаемся в подземный переход. Я поднимаюсь – а части моих детей нет. Вот, думаю, какие нехорошие, знают же, что важно не опоздать. И каково мое изумление, когда я вижу, что мои мальчишки – девятиклассники поднимаются и не одни, а несут на руках инвалидную коляску с бабушкой. Не было в переходе пандуса. С одной стороны сделали, а с другой нет. Бабушка уже долго в переходе пыталась к себе внимание прохожих привлечь – тщетно, все торопились по своим делам (что говорить – я тоже ее не заметила). А ребята заметили, помогли.

- Спасибо, спасибо Вам за таких детей! Я даже попросить не успела, сами предложили помочь!
Вот они долгожданные плоды нравственного воспитания – не просишь, а делают, поступают по совести, по добру.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>