«Учитель года». Эссе

я

- Я хочу поучаствовать в конкурсе «Учитель года».

Лицо коллеги удивленно вытянулось. Потом прояснилось, и она уточнила:

- Для прохождения аттестации надо?

- Нет, победа в районном туре «Учитель года» согласно критериям Экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности оценивается так: победитель получает 30 баллов, дипломат или лауреат – 10 баллов, а участие вообще не дает никаких баллов, победа в городском конкурсе оценивается в 40 баллов (лауреат и дипломант получают 15 баллов). С учетом того, что мне на высшую категорию надо свыше 585 баллов набрать – участие и даже победа в конкурсе погоды не сделают.

- Тогда зачем Вам это нужно?

DSC02151

Этот вопрос потом я слышала неоднократно на протяжении прохождения всех этапов конкурса: от районного до городского. Действительно, зачем учителю тратить столько времени, сил и нервов, прибывать в постоянном напряжении и выставлять себя и свою деятельность на публичное оценивание?

Администрация школы настоятельно посоветовала пойти на конкурс – одно дело, так сказать, потребность повысить престиж своего образовательного учреждения, и таких конкурсантов я встречала. Добровольно-принудительное участие в конкурсе под девизом: «Поскорее бы отмучиться».

Между тем есть и те, кто пришел в конкурс «Учитель года» по доброй воле. Правда, мотивы у всех разные: кто-то все же из-за аттестации, кто-то для удовлетворения своих амбиций, кто-то для портфолио на получение различных премий в образовании старался, кто-то ради интереса – себя показать, на других посмотреть. Себя я отношу к последней категории. Да-да, кого-то любопытство приводит, как говорят индийцы, к беде, а меня к участию в конкурсе «Учитель года».

Что хотела и что получила

Рисунок3

Интересно было собрать «сливки» педагогического опыта, посмотреть, как работают профессионалы, получить оценку экспертов своей педагогической деятельности для понимания того, в каком направлении расти дальше. Кроме того, проведение и участников конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга» мне хотелось сравнить с «Учителем года г. Москва», где мне тоже довелось участвовать.

Вкратце, «Учитель года» лучше многих курсов повышения квалификации педагогов. Получаешь много ценных данных по методике преподавания предмета, новым педагогическим технологиям и прекрасную возможность проверить «на вшивость» себя как человека умеющего или испытывающего дефицит в способности находить контакт с любыми детьми, делать так, чтобы на уроке детям было интересно, грамотно презентовать себя как педагога, как личность. И, конечно, конкурс – это профессиональное общение, а также разговоры по душам на болезненные для учителей темы.

В Москве, видимо, так как бюджет города позволяет, нас — участников, жюри, экспертов на окружном этапе конкурса 2 раза вывозили в подмосковные санатории на выходные, где были созданы комфортные условия для отдыха, общения и проведения конкурсных испытаний. После завершения конкурса победители получили помимо добрых слов, цветов и ценных подарков, денежные сертификаты с различным номиналом.

Но с другой стороны, по моему опыту, в Москве каждый участник, по большому счету, был предоставлен сам себе, варился в собственном соку, то в Санкт-Петербурге методическая районная служба не просто существует, а реально работает и помогает дельными рекомендациями конкурсантам, искренне сопереживает и поддерживает.

В разных регионах – разные испытания предлагаются конкурсантам, по-разному соблюдают Положение о конкурсе, по-разному подводят итоги.

Как улучшить конкурс

на конкурсе

На мой взгляд, одной из целей конкурса является повышение престижа учительской профессии в обществе. С реализацией этой задачи пока конкурс мало справляется. Так, средства массовой информации не были приглашены ни на один тур испытаний городского конкурса «Учитель года» в Санкт-Петербурге. О каком повышении престижа профессии педагога в обществе благодаря конкурсу можно тут говорить?

Значимая задача конкурса педагогических достижений — распространение передового педагогического опыта. При этом нет сайта конкурса, не выкладываются в свободном доступе записи открытых уроков, мастер-классов, круглых столов и прочих конкурсных испытаний. Особенно непонятна подобная ситуация в культурной столице России, так как питерское образование по праву считается одним из лучших по всероссийским меркам.

Могу сказать о себе, что я, готовясь к конкурсу, хотела посмотреть на уроки победителей, перенять опыт, а нет такой возможности. Практически нет никакой информации о том, кто участвовал, какие были испытания, узнать мнения экспертов.

Следует отметить, что глобальный смысл конкурса – передача и распространение передового педагогического опыта и на всероссийском уровне хромает.

Почему бы не сделать единый портал конкурса педагогических достижений и не систематизировать по предметным рубрикам мастер-классы, уроки, открытые занятия лучших педагогов, чтобы любой мог самообразовываться, перенимать новые педагогические технологии, тем самым улучшать качество нашего российского образования?

Вполне же можно обязать регионы фиксировать на видео выполнение конкурсных заданий, высылать конкурсные материалы финалистов регионального этапа на этот сайт, потом туда же размещать материал всероссийского конкурса педагогических достижений.

А пока все обрывочно можно найти в интернете или вовсе не найти у некоторых регионов, кроме как куцего сообщения в средствах массовой информации о том, кто победил в конкурсе.

Я очень бы хотела, чтобы конкурс стал реально полезным в плане распространения передового педагогического опыта. Своеобразным Кодексом лучшего педагогического мастерства. Эталоном педагогической деятельности.

P.S. Жизнь учителя в профессиональном плане не начинается и не заканчивается конкурсом «Учитель года». У нас много работы и она всегда будет – с конкурсом или без.

Хотелось бы, чтобы наш единственный профессиональный конкурс педагогического мастерства «Учитель года» не стал просто формальностью, не скатывался в политес (возраст, пол, место работы не ставились основным критерием при выборе победителя), а был честным, открытым, а главное, ПОЛЕЗНЫМ конкурсом, чтобы его результатом стало создание Кодекса лучшей практики. Это позволит повысить качество образования в соответствии с требованиями времени.

PP.S. Я являюсь победителем конкурса «Учитель года»окружного этапа СЗАО г. Москвы в 2008 году, «Учителем года Приморского района Санкт-Петербурга» в 2013 году и дипломантом городского конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга» в 2014 году.

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

13 комментариев

  1. Замечательная статья. Все достоверно. Я, конечно, не знаю Ваших тонкостей, но будучи лауреатом 2014 года конкурса «Учитель Кубани», могу судить о недочетах, замеченных мной. И…о чудо!… все так же! Закрыто, невнятно, будто впопыхах. А хотелось бы и уроки все посмотреть, да и себя показать. Но… условия конкурса не подлежат изменению, нам сказали: не нравится — не участвуйте.

    • Очень жать, что к этой профессии такое отношение. думаю, что все равно будут поднят престиж педагога на должную высоту. Это люди от которых очень многое зависит в жизни детей. Два дня назад была в библиотеке на тематическом вечере посвященном 200 летию М.Ю. Лермонтова, и вот там заведующая библиотеки сказала, что была краевая комиссия, которая проверяла документацию, бумажные отчеты и была поначалу недовольна, что нет многих «отписок» не заполненных. Заведующая показала два докфильма, которые сняли сами, много фотографий снятых на проведённых мероприятиях. то есть живая работа с читателями. Комиссия констатировала, что объём работы большой. Так и в школе, столько лишних отписок нужно сделать, работать в детьми нет времени. Всегда приятно читать о учителях, которые в этих условиях бумаготворчества, ребенка ставят в приоритет. Спасибо, Ольга за статью, ещё много побед Вам!!! За такими талантливыми людьми будущее.

  2. Очень интересная статья. Спасибо за то, что поделились опытом. На самом деле профессия учителя очень не простая. А главное жизненно необходимая для будущего наших детей.

  3. Не часто встречаешь людей, душой и сердцем связанных со своим делом! Счастливые люди, у которых их работа — это и их хобби! Особенно это важно, если такие люди — педагоги, воспитатели! Ведь в их руках — наше общее будущее!

  4. Спасибо за статью! Сама педагог и знаю всю эту «кухню»… Поддерживаю в том, чтобы наш единственный профессиональный конкурс педагогического мастерства «Учитель года» не стал просто формальностью, а был честным, открытым, а главное, ПОЛЕЗНЫМ конкурсом, чтобы его результатом стало создание Кодекса лучшей практики. Это позволит повысить качество образования в соответствии с требованиями времени.

  5. Присоединяюсь полностью. Нет доступной информации о конкурсе. А очень бы хотелось. Сама являюсь победителем конкурса «Преподаватель года в системе СПО в Спб» 2016 года. Никому ничего не интересно. А тем, кому интересно, вынуждены «вариться в собственном соку»…Грустно….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>