Зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах?

конкурсы и олимпиады

Мало кто из родителей задает себе вопрос: зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах. Вроде и так все ясно. Интересно, полезно, престижно. Но есть и те, кто не понимает, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах, зачем отнимать у ребенка его детство?

Другая крайность, с которой мы сталкиваемся на практике – родители хотят, во что бы то ни стало сделать из ребенка победителя всевозможных олимпиад и конкурсов, его жизнь превращается в сплошную подготовку к конкурсным испытаниям, где нет места улице и праздному времяпровождению.

Рассмотрим с позиций системно векторной психологии: зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах.

умные дети

Какая польза

Любой ребенок, участвуя в олимпиадах, конкурсах приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах в каждом конкретном случае.

Врожденные особенности детей уже изначально отличаются друг от друга, в течение жизни эти различия только увеличиваются, так развитие и реализация заданного природой потенциала зависит от социального окружения ребенка, от того что оно может ему дать.

Олимпиады и конкурсы, прежде всего, работают на развитие верхних, интеллектуальных векторов. Если ребенок проживает в таких условиях, когда главной задачей является выживание, то ему не до высоких материй. И здесь дело не в материальном обеспечении семьи, а в том насколько дома ребенок чувствует себя в безопасности, как на физическом, так и на психическом уровне.

Соответственно, если мы посмотрим на тех детей, которые добиваются успеха в олимпиадах, то увидим, что для них родители делают все возможное, чтобы им помочь вырасти умными, развитыми людьми.

отличники

Что хотели, что получили

Страшно становится за судьбу ребенка в том случае, когда для него с легкой руки родителей победа в конкурсах и олимпиадах – это главная жизненная цель. Когда родители используют ребенка, чтобы удовлетворить собственные потребности, осуществить свои мечты.

«Я бросила работу. Надо было возить сына к репетиторам в разные части города, потом делать вместе с ним задания. Его первые победы показали, что мои жертвы были не напрасны. Мы победили».

Хорошо, если у ребенка есть у самого желание побеждать, быть первым, быть лучшим, а не навязывается родителями сверху. Тогда поражение не воспринимается как катастрофа всей жизни, а как очередной барьер, через который надо перепрыгнуть. Речь идет, как догадались те, кто знаком с системно векторной психологией, о детях, наделенных кожным вектором.

Это им важно соревноваться, лидировать, побеждать. Школьные олимпиады и конкурсы помогают реализовать и развивать их способности. Спортивные состязания, конкурсы юных изобретателей, конкурсы, требующие быстрой реакции, логического мышления – это конек кожников.

ребенок

Анальный же ребенок как раз весьма часто является жертвой родительских амбиций. Он послушный, покладистый, ему так важно слышать от окружающих, особенно от мамы, слова похвалы в свой адрес.

«Какой же ты хороший, Вася! Ты так много книжек прочитал, ты так много знаешь!»…И по головке погладить. Вот так можно что называется приручить анальника и вить из него веревки (до поры до времени), заставляя участвовать в олимпиадах и конкурсах. Сам анальный ребенок боится сделать первый шаг, он не решителен, помимо этого, все новое, неожиданное вызывает у него стресс. Поэтому порой анальный отличник пишет плохо олимпиады, так как впал в ступор от новой непривычной обстановки. А если еще и задания для него незнакомы, в образцах не было такого, по программе в школе этот материал не проходили – формируется обида и гнетущая установка, что жизнь несправедлива. Внутренний дисбаланс усиливается при родительских, учительских упреках: «Как же так, ты не оправдал наших надежд!».

Анального ребенка к олимпиаде надо готовить заранее, чтобы он знал примерные задания, мог выполнить их «по образцу». Применить креативность за ограниченное время, как-то выкрутиться – это не из его арсенала способностей.

дети

Как замотивировать

Участие в олимпиадах и конкурсах – дело добровольное. По крайней мере, так написано в положениях об их проведении. Но мы понимаем, дети есть дети. Их необходимо развивать, а для этого требуется создавать им правильную мотивацию.

Кожные дети с удовольствием примут участие в конкурсах и олимпиадах, если победа принесет им ощутимые плоды – к примеру, хорошие ценные призы, денежное вознаграждение, поступление в желаемый вуз. Кожники могут на первых порах поучаствовать в состязаниях ради самого состязания, ради того, чтобы занять первую ступеньку пьедестала, но потом желание быть первым надо подкреплять материально. Кожники ценят свое время и умеют считать сколько оно стоит.

«Кто хочет новый айпад? Осталось дело за малым – поучаствовать и выиграть в конкурсе по математике!».

Анальные дети участвуют в олимпиадах по принципу «надо так надо», у них нет желания выделиться, быть лидером, они ждут, когда все заметят их труд и соразмерно ему их наградят. Грамота, благодарность, фотография на доске почета, простое человеческое спасибо – им этого достаточно.

«Вася, ты так хорошо учишься, так отлично разбираешься в предмете, что именно тебе нужно будет защищать честь школы на олимпиаде по истории»…

Зрительные дети участвуют в олимпиадах, конкурсах не столько для проверки своих знаний, сколько они ценят полученные там яркие впечатления, новое общение.

«Победители конкурса отправятся в сказочное путешествие в детский лагерь «Артек», где море, солнце, отличная возможность познакомиться с ребятами со всего мира»…

отличница

Уретральные дети будут участвовать в конкурсах и олимпиадах, если сами того захотят. Возложить на уретральника ответственность, показать насколько значимо для других его участие и победа в конкурсе под лозунгом «никто кроме тебя», «невозможно победить» — крючки, на который уретральник может клюнуть.

Следует отметить, что когда мы говорим о том, зачем ребенку участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах и называем в качестве причин создание ситуации успеха, самореализации, то должны кроме правильной мотивации ребенка просчитывать заранее, с учетом его векторальных, индивидуальных особенностей, окажется ли реально ребенок в этой ситуации успеха.

Негативный опыт – тоже опыт, который пригодится всем – утверждение, мягко говоря, не совсем справедливое, так как кожный ребенок быстро забудет неудачу, а вот анальный может получить серьезные комплексы на всю жизнь. Представьте себе, если бы вы отправили бы рыбку соревноваться в беге с зайцами, какой бы опыт она там приобрела…

Итак, в вопросе участия ребенка в олимпиадах и конкурсах необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Кому надо участие в конкурсе: родителям, педагогу или ребенку
2. Как правильно мотивировать ребенка
3. Что даст олимпиада ребенку, как она работает на раскрытие его природного потенциала

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

12 комментариев

  1. Подбирая правильный ключик к своему ребенку, помогая наполнять врожденные желания, мы способствуем их развитию. Сейчас с таким инструментом, как системно-векторная психология, можно дать детям лучшее развитие, на всю заданную от рождения силу.

  2. Олимпиада-что это»-задаю вопрос детям.
    Олимпиада-это победа,хором отвечают они.
    Значит ребенка нужно правильно подготовить к участию в Олимпиаде..Каждый свой поступок ребенок должен осознавать,как свое участие, в развития себя для Общества.И тогда и к победам ,и к поражениям он будет относиться объективно.»

  3. Да уж, без точной мотивации сложно уговорить на олимпиаду, а после ещё сложнее, один обижается, что его не заметили, грамоту не дали, другой завидует первому месту, с третьим вообще непонятно, заметил ли он, что победил?

  4. Олимпиада — это шанс научиться ребенку побеждать, проявить свои способности, получить признание. Итересный материал, очень полезно использовать в школе. знать родителям

  5. Спасибо за статью. Очень все разложилось по полочкам в моей голове. Смутные наброски уже были на эту тему, теперь же картина полностью прояснилась)))

  6. Да отлично написано, особенно учитывая что многие дети теперь полиморфы, их нужно и мотивировать и похвалить и другие векторальные штучки использовать, но с умом.

  7. Если есть у ребёнка кожный вектор, то дух соревнования, соперничества заложен ему природой. Если его стимулировать, мотивировать и дисциплинировать — вырастет развитая в своих свойствах и талантах личность.
    А вот к?к разглядеть, есть ли у ребёнка этот вектор, поможет родителям и учителям системно-векторная психология.

  8. Ольга, отличный и очень нужный материал! Для меня, помню, школьные Олимпиады были настоящим мучением, т.к. всегда происходило примерно так: «Сегодня после уроков Олимпиада, ты участвуешь от нашей школы!» Ни разу никто не спросил, хочу ли я поучаствовать. Никто меня не мотивировал. Ни разу учитель меня не готовил к Олимпиаде, а для анального ребенка, как верно заметил автор, это стресс. Я расстраивалась, терялась, впадала в ступор и мечтала только, чтобы побыстрее всё закончилось. Ну и боялась позора, конечно. Жаль, что во времена моей учёбы не было таких статей для учителей и родителей.

  9. Дочка круглая отличница с 1го класса,сейчас в 8м и все учителя тычут олимпиады,посылают принимать участие,ещё и общественная нагрузка-командир класса,ребёнок уже ненавидит школу и не хочет учиться! Мозг забивается только учёбой, правильными ответами,никакого творческого развития ещё и психологическое давление…»Ах Даша,я на тебя рассчитывала,а ты заболела!», «Даша,ты начала хуже учиться,почему за выходные не сделала олимпиаду по химии,там всего 4 листа вопросов?» И на каникулах ходит в школу,заполняет журналы,потому что почерк красивый. Грамоты только внутришкольные, распечатанные на цветном принтере, обещанный «Артек» так и не состоялся ни разу, фантастических поездок для отличников тоже нет. Понимаю,что олимпиады нужны для галочки учителям,а не моему ребёнку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>