Почему валеология вызывает много споров?

Валеологиянаука о здоровье и о здоровом человеке. Этим она в корне отличается от медицины в целом, где в центре внимания стоят болезни и больные.

Отсюда и неоднозначное отношение к данной области знаний. Специалисты в области валеологии изучают возможности предупреждения болезни, предлагают практические методики по сохранению здоровья и его резервов, разрабатывают индивидуальные программы по здоровому образу жизни в реальных условиях экологии, хронического стресса и т.д.

В 2001 году предмет «валеология» был исключен из базового учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

Давление общества, в основном православной церкви, сыграло ключевую роль в принятии такого решения. Оппоненты валеологии обещали, что с отменой изучения антиобщественной «псевдонауки» дети перестанут быть эгоистами, решится проблема детской распущенности, ранних сексуальных отношений, повысится уровень здоровья населения.

Прошло десять лет. Ситуация только ухудшилась. По оценкам педагогов в каждом классе 70-80 % детей имеют проблемы со здоровьем в начальной школе, а к завершению школьного образования — здоровых детей остается не более 10 %. Напрашивается вполне закономерный вопрос: о каком светлом будущем можно говорить? Или даже мечтать?

Разрабатываются новые стандарты образования, много говорят о здоровьесберегающих технологиях. К сожалению, в реалиях современного образования  в большинстве случаев все остается только на словах и в отчетах.  Валеология изучается сегодня только на факультативных занятиях в немногих учебных заведениях. Здоровье и детей и взрослых находится под угрозой. Хотя «валеология» – путь к здоровой нации. Почему?

Давайте поговорим об этом в данной статье. И проанализируем доводы противников валеологии, чтобы понять, кому выгодно ее забвение.

Валеология – это наука!

Обвинение валеологии в ненаучности, необоснованности снимается с помощью определения ее понятия, предмета изучения, методов изучения. Итак, валеология (от лат. valeo — «быть здоровым») — наука о здоровье.

Споры о научности – ненаучности валеологии связаны с ее интегральностью,  молодостью. И с тем, что предмет изучения валеологии – здоровый человек. А где вы видели здорового человека? Но, исходя из понимания  науки как области знаний, основанной на фактах, особом виде познавательной деятельности, то, безусловно, валеология – наука.

Чему учат в школе?

Валеологию подразделяют на медицинскую – здоровье и здоровый человек, и педагогическую — образовательная и воспитательная работа. В девяностые годы двадцатого столетия в школу пытались внедрить педагогическую валеологию,  при этом не подготовив педагогические кадры, не разработав целостный  учебно -методический материал.

В результате, в курсе валеологии стали изучаться понятия «медитация», «инь и ян», «эзотерика», нетрадиционная медицина, стали популяризироваться некоторые сектантские учения, учения Порфирия Иванова и т.д.

Поэтому обоснованная критика академической наукой и Русской православной церковью по поводу методов преподавания перекинулась волною на всю валеологию в целом. И вместе с водой выплеснули ребенка.

Вместо того, чтобы работать над решением конкретных проблем: кадровой, методической, содержательной – валеологию просто вывели за рамки базового учебного плана.

Новая модель поведения

Современный курс валеологии охватывает не только области гигиены, анатомии, физиологии, общей биологии, генетики, эмбриологии, гистологии, психологии, сексологии, но и помогает сформировать мировоззренческие представления. Здоровье человека воспринимается как ценность, которую необходимо беречь, а не обращать на него внимания, когда случаются сбои организма в виде болезни.

Оппоненты валеологии утверждают, что данный предмет, затрагивая  самые разнообразные понятия из разных областей естествознания, общебиологические и гигиенические знания — опережает подачу материала на 2–8 лет. Особенный протест вызывали программы  полового воспитания. «Вместо здоровых и образованных детей мы получим идеальных потребителей контрацептивов». Но, учитывая, развитие информационных технологий, «сексуальную революцию» в средствах массовой информации —  изучать в 14 лет анатомию человека уже поздно.

Перекладывать всю ответственность за сексуальное воспитание детей на семью – опасно. Не всем российским детям повезло с семьей. Дети найдут интересующую информацию в интернете, узнают от уличных друзей. Только какого качества будет эта информация – большой вопрос. Поэтому лучше специалистов, желательно с медицинским образованием, сформировать объективные представления, нужные знания у подрастающего поколения в сфере физиологии, сексологии – вряд ли кто сможет.

Конечно, нужно профессионально и ответственно выстраивать целостный подход к преподаванию валеологии для формирования новой модели поведения детей — здорового образа жизни. Рассматривать здоровье человека не только через призму человеческого тела, организма, а не забывать о душе. Внутренний мир человека значительно влияет на на состояние здоровья. Душевное здоровье и физическое взаимосвязаны.

Вопрос школьных перегрузок из-за введения валеологии, так же как и опасения снижения интеллектуального уровня детей – не обоснованны. Разве могут быть занятия, обучающие как сохранить свое здоровье, как ухаживать за собой, правильно чистить зубы и т.д. — лишними? Это элементарные жизненнонеобходимые навыки, которыми должен владеть каждый. Они не менее важны, чем овладение таблицей умножения. Здоровье – основа для успешного получения образования.  Нездоровый ребенок априори не может быть готов к любым учебным и физическим нагрузкам.

Валеология изучает резервы здоровья – дает возможность детям узнать, как ими пользоваться, как вести активный образ жизни.  Формирование новой модели поведения подрастающего поколения заключается в том, что дети с малых лет учатся понимать свой организм, свои потребности, берегут свое здоровье сознательно укрепляя свою иммунную систему различными упражнениями. Всегда проще заниматься профилактикой своего здоровья, нежели лечиться, исправляя последствия халатного отношения к самому себе.

Противники валеологии утверждали, что ее преподавание в широких кругах выгодно фармацевтическим фирмам (контрацептивы дети побегут покупать в бешеных количествах!). Но посудите сами, очень небольшую долю в фармацевтическом бизнесе занимают доходы от продажи средств контрацепции (на мой взгляд, опаснее, когда ими не пользуются, чем пользуются) по сравнению, например с лекарствами против ОРЗ и гриппа. А изучая валеологию, дети меньше болеют, потому что знают как укрепить свой иммунитет, знакомы с методами закаливания и т.д.

Ситуация, когда в России не будут закрываться на карантин образовательные учреждения в связи с эпидемией гриппа – вот это крайне невыгодно фармацевтическим кампаниям. Поэтому валеология до сих пор находится за кадром российского образования. И ее изучение – индивидуальный выбор каждого.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

4 комментариев

  1. Вы, юноша, глубоко заблуждаетесь. В далеком прошлом ваш»кумир» Брехман, не понимая смысла латинского слова «VALEO», внедрил его, как «ЗДОРОВЬЕ». А, в действительности, слово «VALEO» имеет лишь косвенное отношение к словам с корнем «ЗДОРОВ,,,». Его, обычно древние римляне произносили при прощании. У нас говорят «Будь здрав», в Италии — «ЧАО!», а в Украине и того проще — «ВАЛЯЙ!».
    Валеологию и валеологов надо гнать отовсюду сраным веником.

  2. Не вижу проблем в этом предмете. В основном, как показывает практика, проблема локализуется в преподавателе, а не в предмете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>