Сочетания ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака: правило, примеры

В русском языке 36 согласных звуков. Существует два способа их категоризации:

  1. Деление на звонкие и глухие (первые состоят из голоса и шума, а вторые – полностью из шума);
  2. Деление на твёрдые и мягкие (различие производится на основе положения языка при произнесении).

Некоторые согласные образуют друг с другом пары на основе звонкости и глухости ([б] и [п], [г] и [к]) и на основе твёрдости и мягкости ([б] и [б’],[г] — [г’]).

У шипящих [ж], [ш], [ч’], [щ’], а также у [ц] и [j’] нет пар по признаку мягкости и твёрдости, поэтому [ж], [ш], [ц] – это всегда твёрдые звуки, а [ч], [щ’] и [j’] – мягкие.

В составе сочетаний «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» присутствуют звуки [ч’] и [щ’].

Диктанты на сочетания ЧК, ЧН, НЧ

С первого класс ребенок должен уяснить, что сочетания чк чн нч пишутся без мягкого знака. Но этот пресловутый мягкий знак так и просится залезть между этими буквами. Чтобы закрепить материал и отработать на практике эти сочетания, можно использовать контрольное списывание с текстов, представленных на этой страничке. Для учеников 2-3 класса задание посложнее — провести диктант по каким-либо из этих текстов. В конце идут тексты не только на отработку чк-чн, но и с употреблением мягкого знака, что несколько усложняет для ребенка выполнение задания. Сочетания чк, чн, нч необходимо подчеркнуть.

Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

Примеры слов с сочетаниями согласных

  1. чт — поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
  2. чк — свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;
  3. чн — полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.

Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сит­ся зву­ко­со­че­та­ние [шн], хотя пра­виль­но пишет­ся толь­ко бук­во­со­че­та­ние «чн», напри­мер:

4. нч — сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

5. нщ — гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

6. щн — мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

7. рщ — убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ-

Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
  8. Карточка. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
  9. Слайд 7 со словами:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

  1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Часы чашка туча чулки

– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч.)
– Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
– Подчеркните эти сочетания в словах.

3. Выявление места и причины затруднения

Орфографическая зарядка (с.13 №5)

№5. Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.

– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

Самостоятельная работа детей. Проверка

(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.)

– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.)

– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк-, -чн-.)

– А как они пишутся? (Ответы детей.)

– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-. А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь, а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные) щн Слайд 2

3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение) чт Слайд 3

4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.

– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь? А почему пишутся без ь, сейчас докажем.

– Произнесите шипящие звуки в этих словах.

– Произнесите звук [ч»]. Какой это звук? (Согласный мягкий.)

– Есть ли у [ч»] парный согласный по твёрдости?

– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий.)

– Как написаны сочетания -чк-, -чн- в словах на доске?

– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч»] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)

– Прочитаем правило в учебнике.

– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)

– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.

Упражнения на внимание

“Винт”, “Мяч и насос”

5. Реализация построенного проекта

1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк-, -чн-. Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку.)

– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку.)

– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку.)

– Подчеркните сочетания -чк-, -чн-. Как они пишутся? (Пишутся без ь.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра:
Кто больше запомнит слов.

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд 3 (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

– У кого возникли трудности? С чем это связано?

У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

– Какие слова встретились с сочетаниями -чн-? Запомните их произношение и правописание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь.)

– Удалось вам достичь поставленной цели?

– Вы довольны своей работой на уроке?

– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк-, -чн-, чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

Сочетания ЧК- ЧН, ЩН

Сочетания ЧК-ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака — показателя мягкости согласного.

Буквы ч и щ обозначают всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’] (непарные мягкие), поэтому на письме не требуют обозначения.

! Обрати внимание, что обратные сочетания — НЧ и НЩ также пишутся без мягкого знака, т.к. звук [н’] смягчается за счёт всегда мягких звуков [ч’] и [щ’] и не требует обозначения мягким знаком.

! Обрати внимание, что сочетание чн может также произноситься как [шн]: конечно [кан’эшна]

При этом пишется сочетание чк (без мягкого знака).

Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН

Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН пишутся без мягкого знака перед буквами ь, и, е, ё, ю, я! Эти буквы смягчают предшествующий согласный, за счёт чего происходит также смягчение первых букв сочетаний, поэтому дополнительный мягкий знак не нужен.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Приведем при­ме­ры слов с соче­та­ни­я­ми соглас­ных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».

Правописание чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Буквосочетания «чт», «чк», «чн», «щн» пишутся без разделяющего их мягкого знака, так как [ч’] и [щ’] всегда мягкие, поэтому обозначение мягкости на письме не требуется. Буквосочетания «нч», «нщ» и «рщ» также не нуждаются в дополнительном смягчении, так как они ассимилируются и смягчаются за счёт следующих за ними шипящими [ч’] и [щ’].

Исключением являются «льч» и «льщ», а также слова «маньчжурский» и «Маньчжурия».

Для лучшего запоминания рекомендуется изучить правило на примерах:

Правописание слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Написание слов с сочетанием чн, чт, чк, нч, нщ, щн, рщ регулируется правилами орфографии. Правописание не зависит от звукового произношения и требует изучения правил чк чн и аналогичных им.

Сочетание букв ЧК, ЧН, ЩН

На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется.

Ш — всегда шипящий звук.

Шар воздушный сдулся вдруг:

Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

На камнях змея шипит:

Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

Море Черное шумит:

Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

Ж — конечно, звук жужжащий.

Это жук жужжит блестящий:

Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

А еще жужжит пила:

Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

И летящая пчела:

Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

Ч — напомнит этот звук,

Как пускает пар утюг:

Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

Как вагончики спешат:

Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

Как жалеют малыша:

Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

Щеткой вещи чищу чисто:

Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

Обрывает ветер листья:

Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

Щ — метем мы мусор щеткой:

Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

Произносим звуки четко:

Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН.

В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется, потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:

Ёлочка и белочка,

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

Мягкий знак не пишется,

Даже если слышится!

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Янв 17

Упражнение 1, с. 3

1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Здесь хорошее месте чк о,
Протекает мимо ре чк а.

Принесли мы для бы чк а
Полведёрка моло чк а.

Дождик вылился из ту чк и,
Вымыл ёжику колю чк и.

Подарила мама до чк е
Разноцветные плато чк и.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

Упражнение 2, с. 3

2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó

Упражнение 3, с. 4

3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

синица — сини чк а крыльцо — крыле чк о
облако — обла чк о кольцо — коле чк о
задача — зада чк а место — месте чк о
вода — води чк а сестра — сестри чк а
конец — ко нч ик птенец — пте нч ик
диван — дива нч ик стакан — стака нч ик

  • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

Упражнение 4, с. 4

4. Прочитайте.

1. Улетела ласточка за тридевять земель. 2. На солнечной поляночке мотыльки и бабочки лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живёт небольшая собачка.

  • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 5, с. 5

5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

что? какой? как? какой?
молокó —
песóк —
кирпи́ч —
цветóк —
молó чн ый
песó чн ый
кирпи́ чн ый
цветó чн ый
вéчно —
срóчно —
тóчно —
скýчно —
вé чн ый
срó чн ый
тó чн ый
скý чн ый
  • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Цветочная клумба украшала наш сад.

Упражнение 6, с. 5

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

На поляне у пенёчка
Белка набрала грибочков.
Скрылось солнце за горой,
Время двигаться домой.
Но домой далековато,
А грибы тяжеловаты.

  • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
  • Устно составьте продолжение текста.

Съела белка половину —
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
«Я грибы домой несу!»

Упражнение 7, с. 6

7. Прочитайте.

Сини чк а — воробью сестри чк а.
Ко нч ил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чт ут.

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Спишите любое предложение.

Синичка — воробью сестричка.

Упражнение 8, с. 6

8. Прочитайте. Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы? Обозначьте этот звук.

[ш] [ш] [ш] [ш] [ш]
Помощник, что, чтобы, конечно, яичница.

Упражнение 9, с. 6

9. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

Мы едим кисель черни чн ый.
Аппетит у нас отли чн ый.
А усы черни чн ые
Очень симпати чн ые.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чн.

Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

  • бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
  • ба нщ ик [б а н’ щ’ и к].

В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

  • до чк а [д о ч’ к а];
  • чт ец [ч’ т’ э ц];
  • изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
  • то чн ый [т о ч’ н ы й’].

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ пишут без Ь. Например: точка, точно, закончить.

На клумбе растут крошечные цветочки. Над ними летают красочные бабочки. Их ловят птички. С крылечка спустилась Танечка с собачкой Жучкой, Девочка смотрит на цветочки. (24)

Девочка Валечка читает книжечку. На каждой страничке есть картинки. Вот крошечные птенчики. Это фазанчики и бизончики. Вот кабанчик. Вот бабочки. (20)

Вот дачный участок. Здесь растёт ёлочка. Под ней стоит бочка. У неё две ручки. На бочку села птичка. У птички удачный день. Она нашла много червячков для своего птенчика. (29)

Ночная бабочка села на кончик веточки. Вон стебель ромашки. На нём пять цветочков. У каждого есть по жёлтому кружочку. Вокруг девять или десять лепесточков. (24)

Солнечный лучик разбудил уточку. Она вошла в речку. Водичка сейчас тепла. Уточка похожа на лодочку. Кончиком клюва она хватает жучков. (20)

Девочка закончила решать задачку. Она поставила точку в конце строчки. Девочка получила точный ответ. Ей не скучно решать задачки. Мать хвалит дочку. (22)

Ольга и Кузьма сидят на берегу речки Клязьмы. По речной воде скользит хорошенькая серенькая уточка. А там плывёт маленькая лодочка. (20)

Мальчик Сашенька очень любит коньки. Девочка Пашенька больше любит лыжи. Но сейчас стоит сильный мороз. На дворе метель. Дети печально сидят дома. (22)

Вот маленькая речка. Рядом отличный лужок. В траве играют хорьки. А вон на пеньке сидит серенькая птичка. Она ищет корм для птенчиков. (22)

Вокруг нас ночная тьма. Рядом маленький костёр. Дымят угольки. По ним бегут огоньки. Скоро костёр кончит гореть. Но уже начнёт светать.(21)

Отличный июльский день. Пёстренькие бабочки и беленькие мотыльки кружат над цветочками. На цветочках есть пыльца. Среди стебельков мелькают жучки и паучки. Сколько их здесь! (24)

Ольга лежит на речной гальке. Солнечные лучи греют девочку. Она гладит пальчиками стебельки травы. Вот большой шмель сел на цветок василька. А вон летит хорошенькая бабочка, (26)

Мальчик бежит по тропе через ельник. Ноги скользят по глине. Утром был сильный дождь. Теперь под ногами сырость. Вот и берег маленькой речки. Здесь есть большая мельница. (27)

По небу плывёт тучка. Скоро начнёт капать дождь. Громко чирикают птички. Пищат птенчики. А лисичка спешит в нору. У неё отличная нора под ёлочкой. (24)

Школьников привели на завод. Они идут в сборочный цех. Здесь на стальной болт нарезают резьбу. А там сварщик чинит мощный бульдозер. Кругом летят огоньки. Стоит сильный шум. (27)

Лёнечка заканчивает решать задачку. Он знает правильный ответ. Всё точно сошлось. Больше уроков нет. А за окном сильный дождь. Теперь мальчика ждёт чтение книги о хищных животных. (27)

Закончился ливень. Солнечные лучи сушат землю. На траве лежат веточки и палочки. А из печной трубы идёт дым. Там топят печку. (21)

На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет шерсть язычком. По участку бежит собачка. Это щенок нашей гончей. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. (26)

На столе лежит сочный апельсинчик. Рядом мандаринчик. Анечка берёт кисточку и рисует, Вот на листочке апельсинчик и мандаринчик. Анечка заканчивает рисовать. Всё нарисовано точно. (25)

Школьник Игорь идёт по улице. Это обычный путь из школы. Вот на крыльце дома сидит маленькая беленькая собачка. А вон стоит бульдозер. Стальная машина чинит дорогу.(26)

Стоит отличный день. Мальчик ведёт лошадь пастись на луг. На лугу цветут васильки. В траве пищат птички. Вон маленькие ёлочки. А вот большой тополь. (24)

Сейчас декабрь. Стоит сильный мороз. По небу плывут молочные облачка. Вот маленькая полянка в лесу. На пеньке сидит беленький заинька. (19)

Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки — яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки проще. Их крылышки покрыты ворсиночками. (22)

Собачка Жучка ждёт Анечку Щачкину из школы. Ей скучно без девочки. Обычно Анечка возвращается точно в два часа. Но сейчас девочки нет. Анечка зашла в булочную и в молочную. Девочка принесёт Жучке молочка. (32)

Маленькая Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит душистые ландыши. Крошечные цветочки очень красивы, А вот красочная бабочка. Она села на дощатую лавочку. Мама зовёт Танечку домой. (27)

Наступил праздничный день, Васечка и Петечка играют. У них есть игрушечный поезд. Это электричка, В ней едут крошечные пассажиры. Вот и конечная остановка. Дети прекращают играть. Они идут есть яблочный пирог. (31)

Мама читает Колечке и Людочке сказочку. В сказочном царстве жила обычная молочница. Она зажгла спичкой волшебную свечку. В её лавочке появились рыжие чудища. Молочница спряталась в печке и чудом спаслась через печную трубу. (33)

Первыми ручками были обычные палочки из дерева. Ими царапали буквы на восковых дощечках. Древние египтяне ручку делали из трубочки. В эту трубочку вставляли тростиночку. По ней просачивались чернила. (28)

Денис и Олег гуляли в лесу. Они увидели на ели дупло. Олег ловкий. Он быстро залез на дерево. В дупле крошки бельчата. Из дупла вылез один малыш. Денис видит его головку и ушки на макушке. Бельчата ждут мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей. (47)

У крылечка расцвели душистые розочки. На скамеечке сидит Валечка Шичкина и смотрит на цветочки. Они чудо как хороши. К ним часто подлетают бабочки. К Валечке подходит Жучка. Девочка гладит собачку. (30)

Луговая собачка живёт в Америке. Собачка вырывает подземные норочки. Там она укрывается от ночных хищников. Зимой луговые собачки впадают в спячку. (21)

Ванечка ложится спать. Мама зажигает ночник. Она рассказывает Ванечке сказочку про цветочницу. У неё были крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Ванечка спит. Мама тушит ночник. (27)

Плоды каштана защищает коричневая скорлупка. У неё острые колючки. Плоды каштана — крошечные семечки. В семечках есть плодовые почки. Из такой почки вырастет дерево.(23)

Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал солнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой. (30)

На крутом берегу речки мы увидели дырочки. Птички ловили мошек и залетали в гнёздышки. Там мамочки высиживали маленькие яички. Скоро появятся крошечные птенчики. (23)

Олечка Кочкина услышала пушечный выстрел. Девочка испугалась. Она бежит к мамочке. Мама утешает дочку. Сегодня праздничный день. Это салют. Олечка села на скамеечку. Она увидела синичку. Олечка больше не плачет. (30)

В России на платках обычно рисовали или вышивали красочный орнамент. В центре платочка — рисунок из цветочков. Листочки и стебелёчки всегда яркие, зелёные. По краям платка — симпатичная каёмочка. Она украшена веточками с крошечными листочками. (34)

В комнате потухла лампочка. Без света скучно. Надо зажигать свечку. Я достаю свечку из пачки. Зажигаю спичку. Подношу спичку к свечке. Ночная бабочка летит на огонь. Какая крошечная! Я отгоняю бабочку. (31)

Бабушка сшила игрушечную рубашечку для куклы. Теперь пришивает пуговички к рукавчикам .Она надела очки. Очки у неё на резиночке. Получилась отличная рубашечка. Кукле нужны ещё чулочки и носочки. (28) Ванечка вышел погулять на бульвар. Устал. Хотел посидеть на пеньке. Но увидел там бабочку. Крошечную и очень красивую. Решил сесть на маленькую скамеечку. Вынул тетрадь и начал рисовать бабочку. (29)

Ольга и Людочка отправились в лес собирать грибы. Вышли на большую поляну. Там рос ясень. Вокруг было много синеньких васильков. На веточке девочки увидели рыженькую белочку. Очень интересно гулять в лесу! (32)

Мама читала Лилечке сказочку о волшебной уточке. Птичку поймал мельник Кузьма. Но он забыл запереть дверь. Уточка превратилась в маленькую кошечку и убежала. Потом села в лесу на пенёк и превратилась обратно в уточку. (34)

Из берлоги вылез большой медведь. Он очень голодный. Начал собирать маленькие корешочки. Они горькие. Сел отдохнуть под тополь. На веточке сидела серенькая белочка. У неё началась линька. Скоро её мех станет рыжим. (32)

Я прочитал большую книгу. Пора начинать новую. Я беру маленькую книжечку в серенькой обложке. Начинаю читать. Как древние люди добывали огонь. Как они охотились на хищников. Вот смельчаки! (28)

Жаркий июльский день. Мальчики собрались идти на бульвар. Колечка хочет взять игрушечный трактор. Петечка берёт роликовые коньки. Жучка смотрит на мальчиков. Возьмите меня гулять! (25)

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО. ОТСУТСТВИЕ Ь В СОЧЕТАНИЯХ БУКВ ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ, ЗД, ЗН, НТ, СН, СТ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО. ОТСУТСТВИЕ Ь В СОЧЕТАНИЯХ БУКВ ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ, ЗД, ЗН, НТ, СН, СТ

Знание орфографического правила и запоминание примера на правило — непременное условие грамотного письма. Ещё одним важным условием грамотного письма является правильное применение правила. Чтобы развивать умение видеть орфограмму в слове, можно использовать материал инфо-урока.

Перед письменной работой по русскому языку (диктантом, изложением, сочинением) полезно повторять правила и читать вслух примеры слов к правилу. Желательно это делать не только в ходе подготовки к письменной работе, но и систематически, например 1 раз в неделю.

Чем больше слов-примеров к конкретному правилу Вы будете знать и помнить, тем больше шансов у Вас появится улучшить грамотность.

В СОЧЕТАНИЯХ БУКВ ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ, ЗД, ЗН, НТ, СН, СТ

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Чтение слов-примеров к правилу — полезное занятие.

Во время чтения слов необходимо обращать внимание на особенности данной орфограммы:

· в составе сочетаний есть непарные мягкие согласные — шипящие (Ч, Щ)

· в середине сочетания Ь отсутствует

Слова-примеры написаны в алфавитном порядке.

Алена Потапина
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль Жизни